Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.
1
Древний и богатый
Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. Земельные наделы по Сухоне и Югу у него были огромные. Монастырь вел большую хозяйственную деятельность, торговал зерном, лесом и солью, получал колоссальные прибыли, платил огромные налоги. Он владел мельницами, речными судами, многими пашнями, сенокосами и скотом, хлеб монахи возили на продажу в Холмогоры.
Вся ранняя история Троицкого монастыря неразрывно связана с историей города Гледена, который был уничтожен в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Темного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки.
Монастырь долго, вплоть до XVIII века, был деревянным. Во второй половине XVII века и в начале XVIII он полностью обновил свои храмы: заменил деревянные постройки каменными зданиями, наполнил их иконами, книгами, дорогой серебряной утварью, расшитыми золотными и жемчужными нитями покровами, плащаницами и облачениями, во всех храмах были возведены высокие резные позолоченные иконостасы. Монастырская звонница обрела полный состав звона — огромные многопудовые колокола.
2
Троицкий собор
В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы. Центральный вход в собор — через арку шатровой колокольни, расположенную на середине западного фасада. Когда-то на колокольне было десять колоколов, самый большой из которых весил 80 пудов. Судя по описи XVIII века, на колокольне раньше были «ходовые часы». С трех сторон храм окружают двухъярусные крытые паперти.
Самая главная икона монастыря — «Святая Троица». Она помещена не только в иконостасе и в пристенном киоте собора. Иконы с Троицей были в монастыре повсюду: в церквях, на восточных и двух западных воротах, в кельях, даже в конюшенном дворе и амбаре, где хранились коляски и конская сбруя .
3
Иконостас на столичный манер
В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас. Это гордость Великоустюгского музейного комплекса, частью которого является Троице-Гледенский монастырь. Иконостас в стиле барокко восемь лет (с 1776 по 1784 годы) строили на пожертвования устюжан устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы. В нем — пять ярусов, много деревянных скульптур, сделан он на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже… зеркала!
Да-да, судя по описи 1785 года, в Троицком иконостасе были установлены эти нехарактерные детали. Как такое возможно? Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат клеймо с образом Благовещения Богородицы. Так вот, фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался, так что скоро зеркала убрали.
4
Картуши и короны
Еще одна интересная деталь оформления Троицкого иконостаса — резные витые рамки-«картуши». Это тоже визитная карточка тотьмичей. Дело в том, что в Тотьме многие фасады храмов украшены подобными рамками из завитушек, напоминающими оформление старинных морских карт (легенды на картах, то есть списки условных обозначений с объяснением, было принято писать в картушах). Тотьма славилась своими мореходами и купцами, снаряжавшими экспедиции на дальние моря и океаны, а потом строившими храмы в память о морских походах, вот резчики и перенесли знакомый им элемент в иконостас Великоустюжского монастыря.
Фото с сайта newsvo.ru
Вообще, Троицкий иконостас выглядит как очень «светский»: даже иконы здесь напоминают картины в пышных рамах. А чего стоят три царские короны в убранстве иконостаса! Причина их появления — тоже отчасти светская. В XVI веке, когда великие князья московские стали именоваться царями, их начали называть помазанниками Божиими, подводя под это глубокий богословский смысл. Царская корона стала символом постоянного присутствия царя в православном храме. Позже, в XVIII веке, когда был введен титул императора, короны стали появляться и в церковных интерьерах, и в иконостасах. Кроме того, три короны — это еще и символ Святой Троицы.
Возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами деревянный Троицкий иконостас — это действительно выдающаяся достопримечательность не только Гледенского монастыря и Великого Устюга, но и всего Русского Севера, потому что в этом иконостасе соединено сразу много всего: и живопись, и скульптура, и удивительный декор, и местные северные традиции, и «модные» европейские и столичные «тренды» своего времени.
5
Монастырь третьего класса
С XVIII века начинается упадок монастырского хозяйства. Это, вероятно, в большей степени связано со снижением урожайности, а также с осуществлением церковной реформы Петра I. Екатерининский указ 1764 года явился, по сути, последним ударом: завершалась секуляризация земель и вводилось штатное расписание. Троице-Гледенский был зачислен в число монастырей 3-го класса (количество монахов — не более 12, содержание монастыря в целом — 950 рублей в год, по тем временам — совсем небольшие деньги); почти все вотчины его были отобраны. В 1841 году по ходатайству игумена Вениамина «следствие опасности от сноса водой по близости фарватера рек Сухоны и Юга» монастырь был упразднен.
Снова возродился он только в 1912 году, уже в качестве женской обители и, как оказалось, ненадолго.
6
Долгий путь к возрождению
В 1925 году монастырь вновь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых.
В начале 1980-х годов здания переданы музею.
11 июня 1995 года в Троице-Гледенском монастыре впервые после 70-летнего перерыва был проведен праздничный молебен и крестный ход с водоосвящением источника у церкви Иоанна Устюжского.
16 июля 2014 года епископ Игнатий (Депутатов) распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». По крупным церковным праздникам в монастыре служатся молебны.
Фото с сайта cultinfo.ru
Как добраться: Монастырь находится в четырех километрах от Великого Устюга, официальный адрес: село Морозовица, ул. Центральная, 122. Поездом дальнего следования надо доехать до Котласа, оттуда от автовокзала автобусом Котлас — Великий Устюг. От автовокзала в Великом Устюге — либо пешком, либо автобусом 104, либо на автомобиле.
Важно: Троицкий собор, главная достопримечательность монастыря, открыт для посетителей только в летний период.
На заставке фото Sergey Ma-v/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0