Архангельск: как прорубали окно в Европу еще до Петра Первого?

В те давние времена, когда пароходов еще не существовало, а Российская империя нуждалась в боевых парусниках, именно архангельские верфи поставляли их на нужды военно-морского флота державы: величественные линейные корабли, стремительные фрегаты, хищные корветы…

Все они рождались тут из северных строевых лесов, таланта мастеров-корабелов и великого труда простых работников.

1

Северные морские ворота России

500 лет назад Поморье не знало городов. Да и населения тут было… совсем чуть-чуть. Хлеб не родился, поэтому для русского помора рыба стала хлебом. Немногочисленные жители ловили рыбу, били морского зверя, варили соль и… молились. Сюда, в места пустынные, дикие, глухие, стекались со всей России люди, искавшие молитвенного уединения. Вокруг иноков-одиночек вырастали монастыри, впоследствии этими монастырями порождались целые города.

Но в ту тихую пору города еще не успели появиться на свет.

В 1550-х годах шторма забросили на Белое море английскую экспедицию Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслера. Англичанам приходилось туго: море крепко потрепало их корабли. Уиллоуби погиб, а Ченслер едва выжил. Англичанин выдал себя за дипломата. Его доставили в Москву, и там сам царь Иван Грозный принял его дружественно. Англия и Россия на долгое время сделались союзницами.

Приём Ченслора в Москве Иваном IV. Миниатюра Лицевого летописного свода

Британцы искали морской путь в Индию и Китай, а нашли дорогу в Россию. Но совершенная ими ошибка оказалась поистине счастливой. Скоро на Русском Севере закипела оживленная торговля. Вслед за англичанами, по пути, ими проложенному, туда устремились голландцы, немцы, датчане…

Одна беда: Московское царство вовсе не имело крупных морских портов на Белом море. Разве что каменная гавань, построенная игуменом Филиппом на Соловецких островах… однако от Соловков до материка путь неблизкий. В устье Северной Двины стоял небольшой деревянный монастырь, Николо-Корельский. Его основали выходцы из Новгорода Великого. Маленькая гавань рядом с обителью долгое время принимала иностранных гостей. Но она оказалась явно тесновата для мощного потока кораблей, грузов и торговцев, устремившихся Северным морским путем в Россию.

Первые строения Новохолмогорского городка

В 1584 году по указу Ивана Грозного началось строительство крепости и большой пристани на другом, более удобном месте. Правда, это место… опять оказалось под боком у монастыря, точно так же давным-давно основанного тут новгородцами, — Михайло-Архангельской обители.

Так родился Архангельск.

Удобное расположение нового русского порта иноземные купцы поняли моментально. В конце XVI и XVII веках товары из Западной Европы шли, шли и шли в Архангельск, а оттуда расходились по всей России. Более века город играл роль северных морских ворот Московского царства.

2

Имена Архангельска

Изначально город назывался «Новохолмогоры».

Имя «Архангельский город», а затем «Архангельск», он официально получил позднее — по Михайло-Архангельскому монастырю, неподалеку от которого располагалась пристань. Ведь по большому счету, огромный город — порождение скромной иноческой обители…

Но если всей России от нового города достались удобства и прибыли большой торговли, то бедному монастырю — сплошные убытки и беспокойство. Настоятели его жаловались царю на творившийся произвол: порт собирал вокруг своей веселой и богатой торговой жизни множество «лихих людей». Тут случались грабежи, драки, посягательство на монастырское имущество со стороны работников и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре даже устраивались питейные заведения, что уж совсем ни в какие ворота не лезло.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: после большого пожара обитель отстроилась на новом месте, удаленном от городской суеты. Иноки наконец-то вздохнули спокойно…

3

Не только меха

Часто говорят, что Россия немногое могла предложить Европе за ее товары — оружие, доспехи, вина, бумагу, ткани. Главным образом, сибирскую пушнину.

Это не соответствует действительности.

На самом деле англичане, голландцы, немцы и купцы из иных европейских держав вывозили из России через Архангельск великое множество разнообразных товаров. Среди них строевой лес, хлеб, ворвань, мед, воск, сало, смола, пенька, кожа, лён.

Меха, ценившиеся, конечно, очень высоко, в этом перечислении далеко не на первом месте.

Архангельск в XVII веке

А вот собственных товаров у иноземцев далеко не всегда хватало на то, чтобы расплатиться за русские. Поэтому в России они чаще всего оставляли свой главный «товар» — большие серебряные монеты «талеры». Такие же полновесные талеры брала с европейских торговцев Архангельская таможня, сказочно обогащая казну. Местные жители именовали их «ефимками». А правительство чеканило из талеров собственную монету, поскольку в ту пору Россия не имела серебряных приисков.

Вот и выходит, что Архангельск… зарабатывал России на чеканку национальных денег.

4

Главная русская верфь

Царь Петр I впервые совершил большое морское плавание в 1693 году, выйдя на роскошно отделанной яхте «Святой Петр» из Архангельска в Белое море.

В будущем царь-мореплаватель очень своеобразно отблагодарил город.

Он урезал архангельскую торговлю, повелев перевести главные торговые потоки из Архангельска в Санкт-Петербург. Купечество архангельское изрядно отощало от подобных нововведений.

Петр I в Архангельске с английскими и голландскими торговцами

Зато именно Петр I дал Архангельску новую работу — на столетие с лишним вперед. Здесь выросли верфи, на которых строился боевой флот Российской империи. Отсюда, круговым маршрутом, в обход Скандинавского полуострова, боевые парусники шли в Кронштадт, а из Кронштадта отправлялись в дальние походы и больше сражения.

Борта кораблей архангельской постройки, бывало, вмерзали в лёд, их обжигало тропическое солнце, тихоокеанские шторма пытались их сокрушить и отступали в изнеможении… Множество великих баталий российские моряки выиграли, вступая в бой на созданиях архангельских корабелов.

Соломбальская верфь в Архангельске при Петре I

Правда, и тут государь-реформатор начудил. Он запретил строить «староманерные» суда, повелев сооружать «новоманерные», то есть по европейским образцам. Поморы удивлялись и возмущались: отцы их, деды, прадеды плавали по арктическим морям на судах, конструкция которых выдержала проверку самой жизнью. Их «карбасы», «соймы», «лодьи», «кочи» столетиями ходили по Белому морю, на них отважные смельчаки добирались и до Шпицбергена, именовавшегося на русский лад Грумантом, и до дальних сибирских земель. И вдруг сам царь влезает в их обычай со своими идеями, суетливо перекраивая жизнь на новый лад! Ну что за торопыга…

Прошло время. Худое ушло, доброе закрепилось. Вернулась торговля в Архангельск, вновь началось строительство «староманерных» судов, а военные верфи работали беспрерывно, доставляя городу новую славу.

5

Шведская гроза

Тогда же, при Петре I на город впервые напали иноземные завоеватели. Шведская эскадра тайно вошла в устье Северной Двины летом 1701 года.

Сражение у Новодвинской крепости 1701

Огнем артиллерии встретила ее недостроенная крепость — Новодвинская цитадель. Пушкарям помог Иван Рябов, кормщик-помор, захваченный шведами: его принуждали провести вражеские корабли по реке правильным фарватером, но Рябов сделал так, что два шведских парусника сели на мель и оказались под огнем. Один из них был взорван неприятелем, другой стал русским трофеем. Вся бортовая артиллерия шведов досталась гарнизону крепости. Там праздновали полную победу!

6

Архангельская дорога смерти

В годы Великой Отечественной войны древний город вновь сослужил своей стране великую службу.

Всего три города на Русском Севере принимали морские караваны союзников, доставлявшие ценнейшие грузы: Мурманск, Северодвинск, Архангельск. Программа помощи нашему государству называлась «ленд-лиз», то есть «передача имущества в аренду». По ленд-лизу доставлялась военная техника, боеприпасы, автомобили, промышленное оборудование, нефтепродукты, продовольствие. Притом в самый трудный период войны именно атлантический путь ленд-лизовской доставки оказался решающим.

Разгрузка танков по ленд-лизу в порту Архангельска, 1941

Это был чрезвычайно опасный маршрут, настоящая дорога смерти. На ней подстерегали немецкие субмарины, мощные надводные корабли и бомбардировщики. Транспорты регулярно гибли. 1500 советских моряков не вернулись в родные порты, еще больше пало американцев и англичан — более 3000.

Но фронт требовал танки, самолеты, грузовики… Поэтому шли и шли сквозь огонь караваны, рвались авиабомбы, гремели зенитки, усталые артиллеристы смотрели в прицелы, и Архангельск с тревогой ждал: кто дойдет до конца рискованного пути?

Всего по «дороге смерти» прошло 40 конвоев, из них 12 — в Архангельск. Фронт получил то, в чем нуждался для Победы.

На заставке: Архангельск на голландской гравюре 1765 г.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!