Ломоносов: что он предсказал про северные моря и почему не все ему поверили

В наши дни Северный морской путь — действующая транспортная артерия, оптимальный маршрут из Тихого океана в Атлантику. А в середине XVIII века лучшие ученые умы были убеждены, что Ледовитый океан непроходим. Вопреки скептикам, Михаил Ломоносов разработал теорию плавания в полярных водах. Его гипотезы подтвердились век спустя и помогли покорителям полярных широт.

1

Великая удача-неудача

Пусть сам Михайло Ломоносов родился не на морском берегу и себя помором не называл, его детство было поморским: зверобойный промысел в Белом море, плавание на Соловецкие острова. Зимними вечерами в доме отца собирались торговцы и промысловики, рассказывали о походах к Мурманскому берегу, на Новую Землю, о древних путях в исчезнувшую Мангазею (основанный русскими промысловиками город в Сибири, существовавший с XVI по XVIII века). С самых малых лет будущий великий ученый умел запомнить все, что увидел и услышал. Позже эти рассказы отразятся в его трудах.

Потом в жизни Ломоносова был побег из дома, учеба в Москве и Санкт-Петербурге, командировка в Германию. В те же годы проходила Великая северная экспедиция — комплексное исследование российской территории, в масштабах, небывалых для страны. Задачей-минимум было описать и картографировать побережья и устья рек, известные по «сказкам» первопроходцев. Максимум — пройти вдоль побережья Ледовитого океана, достигнуть берегов Америки и Японии. Все отряды экспедиции, от Северной Двины до Камчатки внесли неоценимый вклад в уточнение географии страны и ее прибрежных морей. Но каждое плавание в полярных водах приводило к первоначальным успехам и последующей неудаче. Кто-то из исследователей вернулся, не пройдя намеченный маршрут, кто-то навеки остался на ледяных берегах, как Витус Беринг.

Плавания Беринга и Чирикова. Источник: tur-plus.ru

Одним из организаторов экспедиции был академик Герхард Миллер, ставший позже жесточайшим оппонентом и личным врагом Ломоносова. В истории российской науки он остался в тени Михаила Васильевича, с репутацией коварного немца, осмелившегося спорить с русским гением. Это слишком упрощенный взгляд: неутомимый трудяга Миллер внес огромный вклад в становление российской науки. Но по итогам Северной экспедиции и исследований прежних мореплаваний сделал уж слишком категоричный вывод. В работе «Описание морских путешествий по Ледовитому и Восточному морю с Российской стороны учиненных», опубликованной Академией наук в 1758 году, он утверждал, что невозможность плавания по Ледовитому океану «доказана неоспоримо».

2

«О утверждении Российского могущества на востоке»

Оспорить Миллера для Ломоносова было делом чести. Он взялся за перо и в 1763 году представил Екатерине II научный труд: «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Меньше чем за два года жизни, отведенных ему, Ломоносов успел сделать два дополнения к своей работе: «Прибавление первое. О северном мореплавании на восток по Сибирскому океану» и «Прибавление второе, сочиненное по новым известиям промышленников из островов американских и по выспросу компанейщиков, тобольского купца Ильи Снигирева и вологодского купца Ивана Буренина».

Первые главы основного труда посвящены предыдущим полярным плаваниям — голландским, датским, английским. Ломоносов подробно указывает достижения и неудачи европейских путешественников, останавливаясь на таких деталях, как нападение на экспедицию Баренца «наглых белых медведей».


Песцами не брезговал…

Во время зимовки на Новой Земле Виллем Баренц стал жертвой гастрономических предрассудков. Его команда часто убивала белых медведей, но считалось, что их мясо в пищу не годится, поэтому употреблялась только печень. Зато голландцы ели песцов.


Из этих компиляций и анализа могли следовать два вывода: плавание вдоль берегов Сибирского океана невозможно, и, наоборот, следует готовить новые экспедиции, учитывая ошибки прежних.

Герхард Миллер

Ломоносов всецело разделяет вторую точку зрения. К будущим путешествиям он относится, как ученый. Для успешного плавания необходимо классифицировать типы льда, встречающегося в море, зависимость движения ледяных полей от течений и ветров.

Морским льдом Ломоносов занимался давно: в 1763 году Шведская Академия наук опубликовала его работу «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях». Причина, по которой научный труд впервые опубликовали именно шведы, проста: Стокгольмская Академия в 1760 году избрала Ломоносова своим членом и он, в качестве комплимента, прислал туда свое исследование.

Многие предположения Ломоносова подтвердились позже. Например, он утверждал, что Ледовитый океан имеет форму овала. Еще более важная гипотеза: у берегов Северной Америки льдов больше и они непроходимы, в отличие от прибрежных вод Сибири. Морской путь вдоль севера Евразии возможен, а Америки — нет. Сегодня это доказано практикой.

Четвертая и пятая главы — «О приуготовлении к мореплаванию Сибирским океаном» и «О самом предприятии северного мореплавания и о утверждении и умножении Российского могущества на востоке», должно быть, вернули Ломоносова к его детству. Михаил Васильевич вспоминал, как плавал сам, и давал практические советы. Суда будущих экспедиций должны были быть «невелики, легки, крепки, поворотливы», обшиты дополнительными досками. На судах «по два-три торосовых карбасков, какие на Белом море при ловле тюленей промышленники употребляют».

Конец рукописи Ломоносова «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях»

Не менее важным был и состав команды. «Сверх надлежащего числа матрозов и солдат включать в команду около десяти человек… из города Архангельского, с Мезени и из других мест поморских, которые для ловли тюленей на торос ходят, употребляя помянутые торосовые карбаски или лодки по воде греблею, а по льду тягою, а особливо которые бывали в зимовьях и в заносах и привыкли терпеть стужу и нужду».

Труд Ломоносова повлиял на подготовку морской экспедиции Василия Чичагова, начавшейся в мае 1765 года. К тому времени земной путь Михаила Васильевича завершился. Попытка Чичагова пройти Северным морским путем показала выросший профессионализм российских моряков: три корабля его маленькой эскадры ушли и вернулись одной группой, их не разметали ветра. Были сделаны новые важные измерения в водах севернее Шпицбергена. Но итог выглядел пессимистичным. «Итак, за неизмеримым количеством льда во все время нашего плавания, как Гренландского берега, так и сквозь льды проходу не усмотрено, и… северный проход, за непреодолимым препятствием от льдов, невозможен».

Действительно, в ту эпоху ни одно парусное или гребное судно, даже если его борта были обиты железом, как у кораблей Чичагова, даже следуя всем советам Ломоносова, не могло пройти вдоль берегов Сибири. Северный морской путь стал транспортной артерией, лишь когда появились паровые машины, стальные корпуса и корабли нового типа — ледоколы.

Но успешные путешествия последующих эпох стали возможны благодаря практике и теории предшественников. Символично, что «Краткое описание…» Ломоносова было впервые опубликовано в 1847 году, когда паровая машина вытесняла парус и появилась возможность полярных плаваний на новом уровне. Советы, не выполнимые в XVIII веке, пригодились столетие спустя. И пусть в краткой исторической перспективе оказались правы Миллер и Чичагов, действующий ныне Северный морской путь подтвердил правоту Ломоносова.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!