Здесь самая северная точка, куда докатились татарские набеги, здесь отбывала ссылку Вера Засулич, исследовал воды композитор-химик Бородин. А писатель Лесков вывел город в своем рассказе «Однодум».
Солигалич — некогда очень богатый торговый город. В летописях его упоминание встречается с 1335 года. Соль — в прошлые века синоним слова «деньги» — и известняк составляли два основных его промысла. Это видно и в самом названии — «Соль Галичская», и на гербе города, где, помимо костромского герба, изображены три стопки соли, говорящие о соляных варницах этих мест.
Город богател, достигнув наибольшего расцвета в XVII веке, что отразилось в строительстве храмов и монастырей — образцах прекрасной утонченной северной архитектуры, тянущейся тонкими маковками-свечками вверх. К сожалению, после революции большинство из них пришли в упадок и сейчас требуют немедленной реставрации для сохранения в будущем.
В Солигаличе — уникальный певучий говор, при этом жители по-столичному «акают» в окружении традиционно «окающих» соседей. Это потому что город издавна имел тесную связь с Петербургом, многие жители Солигалича учились и работали в бывшей столице.
История, как и везде, оставила в городе свой след. Сохранились остатки вала, выдержавшего набег казанских татар в 1532 году. Есть, кстати, предание о явлении святого Макария Унженского, защитившего город. Как и во многих городах, здесь соседствуют мемориал павшим в Великой Отечественной войне, кресты солдатам Первой мировой войны и погибшим в революцию. Равно как и памятники ее вождям.
О дальних предках Михаила Лермонтова, живших в этих местах, напоминает памятник самому поэту.
С историей города можно подробно познакомиться в музее имени адмирала Геннадия Невельского, уроженца этих мест, исследователя Дальнего Востока.
В 1823 году эпоха солеварения завершилась, были открыты другие места с более удобным способом добычи соли, и город стал утрачивать свое влияние. Однако через несколько лет купцом Василием Кокаревым была открыта водолечебница, а химик-композитор Александр Порфирьевич Бородин исследовал состав местных минеральных вод.
В свое время в Солигаличе отбывала ссылку революционерка Вера Засулич — за распространение запрещенной литературы, еще до знаменитого покушения на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в 1878 году. Впечатления о себе она оставила противоречивые, хотя многие местные жители жалели ее. Вспоминали, что для нее под заказ в город привозили редкий продукт — кофе, который Засулич пила на балкончике своего дома. Также есть городская легенда, что в общественной бане она изрезала лавки непристойными словами, за что была от посещения бань отлучена.
Оставил Солигалич некоторый след и в литературе — здесь происходит действие рассказа Николая Лескова «Однодум». Писатель, известный своими литературными образами своеобразных «святых и праведников» из народа, выбрал прототипом главного героя солгаличского квартального надзирателя, мелкого полицейского чина (примерно соответствующего современному участковому).
В 1770 году в Солигаличе открылась первая в России пешая почта. И герой Лескова Александр Рыжов начал в ней службу: «…смелою рукою взял почтовую суму, взвалил ее на плечи и стал таскать из Солигалича в Чухлому и обратно. Служба в пешей почте пришла ему совершенно по вкусу и по натуре: он шел один через леса, поля и болота и думал про себя свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Борнса или Кольцова, но у Алексашки Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская, и из него вышел только замечательный чудак “Однодум”. Ни даль утомительного пути, ни зной, ни стужа, ни ветры и дождь его не пугали; почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой сумы, всегда носил с собою еще другую, серую холщовую сумку, в которой у него лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние.
Книга эта была Библия».
Из других интересных достопримечательностей стоит упомянуть станцию Монзенской железной дороги. Дорога будет интересна любителям железнодорожной старины, например, четырьмя видами сигнализации.
А еще тут есть замечательный местный лимонад, который стоит попробовать каждому гостю города.