В день города Тотьмы одновременно звенят колокола в городе и в музее Форт-Росс в Калифорнии. В этом нет ничего удивительного — купцы-тотьмичи, во второй половине XVIII века организовали больше половины всех русских торговых экспедиций в Северную Америку. А уроженец Тотьмы Иван Кусков основал Форт-Росс.
1
Чернобурка на гербе и набережной
В Тотьме, на набережной Сухоны — памятник черно-бурой лисе. На флаге и гербе Тотьмы тоже лисичка-чернобурка. Три века назад это выглядело бы так же странно, как если бы на гербе русского города обосновался кенгуру или аллигатор. В давние времена на Русском Севере и в Сибири черные лисы не водились. Их родина — Северная Америка.
Поэтому и в России, и в Европе, и в Китае мех этого животного считался престижной экзотикой и ценился дорого. За полвека купцы из Тотьмы вывезли одну пятую всей пушнины, добытой в Америке. И когда в 1780 году Тотьма получила свой герб, на нем и завелась черно-бурая лиса. Или лис.
Во второй половине XVIII века Тотьма должна была оказаться в экономическом упадке. Солеварение стало невыгодным — на юге России обнаружились новые источники соли, более простые в разработке. Основным городом-портом стал Санкт-Петербург, и транзитные пункты между Москвой и Архангельском потеряли прежнюю значимость.
И тогда тотьмичи направили свою энергию на Сибирь, а также северо-восточные берега Америки — почти неисследованную территорию. Первым купцом из Тотьмы, посетившим окрестности заокеанского континента, стал Федор Холодилов. Судно «Архангел Михаил», снаряженное им в 1772 году, пять лет промышляло пушного и морского зверя у островов Кадьяк и Атке и вернулось с грузом на огромную сумму — 466 056 рублей.
Сведений о том, как уроженцы Тотьмы путешествовали по Сибири и Америке, осталось немного: документы, поступавшие в Тотьму, сгорели в городском пожаре 1815 года. Но часть документации направлялась в архив Вологодского наместничества. Сохранившиеся прошения и налоговые ведомости показывают, как местные крестьяне отправлялись за моря и уже позже, разбогатев, становились купцами.
Так в 1783 году в купеческое сословие по Тотьме был причислен государственный черносошный крестьянин Дмитрий Брагин, участник морских промыслов 1759–1762 годов в районе Алеутских островов. Приходно-расходная ведомость за 1796 год указывает, что крестьяне Михаил Малевинский и Степан Трофимов «находятца от рыльского купца и имянитого гражданина Шелехова в морском вояже» — Григорий Шелехов основал Северо-Восточную компанию, позже преобразованную в Российско-американскую, и создал первые русские поселения на североамериканском континенте.
Поэтому в Тотьме купечество росло как, пожалуй, ни в одного другом городе России. По данным ревизии за 1763 год в городе насчитывалось 199 человек мужского пола и 96 — женского, причисленного к купеческому сословию, а в 1782 году — 238 мужского и 262 женского. При этом часть местных купцов регистрировались в других городах, в первую очередь сибирских. Так, в 1764 году Иван Вахрушев записался в кяхтинское купечество, а Иван Федоров в 1777 году записан в «мещанский цех по Иркуцку». Энергии тотьмичей хватало и на Америку, и на Сибирь, и на свой родной город.
2
Мы Форт-Росс никогда не забудем
Создателем Русской Америки — городов, селений, верфей, кузниц стал выходец Русского Севера, житель Каргополя Александр Баранов. А основать и возглавить самый южный ее филиал — Форт Росс, довелось тотьмичу Ивану Кускову.
Русская колония в Калифорнии возникла не от хорошей жизни. Хотя Аляска была богата пушниной, а прибрежные воды — морским зверем, продовольствия не хватало категорически. Дипломат и один из руководителей Американской компании Николай Резанов приобрел судно «Юнона», велел построить судно «Авось» и отправился на юг, вдоль Американского континента. Продовольствие нашлось в Калифорнии — испанской колонии. Благодаря переговорным талантам и романтической истории с дочерью коменданта Сан-Франциско «Юнона» и «Авось» вернулись, нагруженные провизией, и накормили Русскую Америку. Однако руководство Русско-американской компании в то время, сделало ставку не на закупку провианта, а его производство. На Аляске пшеница не вызревала, поэтому и родилась идея посеять ее в Калифорнии.
Любовь 43-летнего Николая Резанова, умершего на обратном пути, в Красноярске, и 16-летней дочери коменданта Сан-Франциско Консепьон де Аргуэльо — Кончиты, верность которой девушка хранила всю жизнь, уже в XIX веке привлекала внимание поэтов и беллетристов, в том числе Брет Гарта. Самым известным отражением этой истории стала рок-опера «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова на основе поэмы Андрея Вознесенского.
Оставалось найти подходящее место. Этим и занялся Иван Кусков. Весной 1812 года он основал укрепленное поселение Росс на берегу реки, названной им Славянкой. Землю под избы и пашни купили у индейцев племени кашайа-помо — за одежду, одеяла, топоры и мотыги. Колония располагалась в 80 милях от Сан-Франциско — номинально испанские владения, но, фактически, территорию контролировали индейцы.
Пожалуй, ни одно русское поселение к востоку от Урала — и в Азии, и в Америке не существовала в столь благоприятных климатических условиях, как Крепость Росс. Здесь прекрасно вызревал хлеб, в садах наливались персики и айва, рос виноград, размножался скот. Русские поселенцы ковали металл, делали телеги и бочки, строили корабли на верфи и продавали их испанцам. С индейцами обходилось без войн, хотя руководство колонии иногда заставляло их принудительно работать. Испанские власти деликатно намекали русским, что им следовало бы удалиться из Калифорнии, но в далеком Мадриде хорошо помнили, кто победил Наполеона, поэтому намеки не были навязчивыми.
Иван Кусков возглавлял Росс до конца 1821 года, после чего подал в отставку и уехал в Россию. В Тотьму он прибыл летом 1823 года и почти сразу скончался — похоронен в Спасо-Суморинском монастыре.
В 30-е годы начались проблемы. После обретения Мексикой независимости власти новой страны стали интересоваться статусом русской колонии. Одновременно Калифорнию начали заселять граждане США и не исключалось, что территория будет отторгнута от Мексики. Но главное, русская Аляска перестала нуждаться в калифорнийской пшенице: один из пунктов договора Российско-американской компании с англо-канадской Компанией Гудзонова залива предусматривал снабжение Аляски продовольствием по фиксированным ценам. Это было дешевле, чем доставлять провизию из Калифорнии.
В 1841 году русские владения в будущем штате США были проданы американцу Джону Саттеру за 42 000 рублей серебром. Со временем крепость Росс, переименованная в Форт-Росс, стала музейным комплексом с репликами домов, амбаров, кузниц. В 2012 году, к 200-летию основания крепости форта, в Форт-Росс привезли действующую мельницу-столбовку, срубленную в Вологодском Кириллове, и собрали уже в Калифорнии.
С 50-х годов прошлого века в Форт-Росс приезжали русские эмигранты. Проходила церковная служба, реял трехцветный флаг, и люди вспоминали давно покинутую Родину…
Продажа крепости Росс была неизбежна. Россия, по геополитическим причинам, не смогла удержать колонии на других континентах. Но память о том, как предприимчивость, энергия, воля создали Русскую Америку — осталась. И особая роль принадлежала Тотьме, по праву именующейся родиной мореходов.