Как по северной речке ходили… подводные лодки! Необычный эпизод из истории Сухоны

В годы Великой Отечественной войны реки Вологодской области стали стратегическими транспортными артериями. По Сухоне в деревянных баржах перевозили горючее, эвакуировали недостроенные корабли из Ленинграда, после прорыва блокады доставляли в город дрова, используя специальные конструкции — «ерши». А однажды жители Тотьмы увидели с набережной рубку подводной лодки.

1

Корабли, баржи и «ерши»

С самого начала войны речникам Вологодской области пришлось выполнять непривычные задачи. Например, летом 1941 года из Ленинграда в Горький были переведены для достройки 33 военных корабля. Три из них, с большой осадкой, транспортировали в доках, еще один — в деревянных баржах, остальные — на плаву.

Особая роль принадлежала Сухоне. В 1944 году из Архангельска в Москву и на Волгу доставлялись пиломатериалы. Обратным маршрутом шли нефтепродукты в специальных деревянных баржах. Из Великого Устюга на Шексну переправили 98 барж с пиломатериалами, а в обратном направлении — 78 барж с горючим. При этом деревянные грузы спускались по Нижней Сухоне уже в условиях мелководья.

Как нередко бывало в военные годы, приходилось прибегать к техническим импровизациям. В том же 1944 году в Вологодской области заготовили дрова для Ленинграда, освобожденного от блокады. Чтобы не загружать дровами баржи, было решено: пусть древесина плывет сама. По предложению капитана Н. И. Черемисина поленницы сплотили в специальные «ерши», скрепили такелажем и отбуксировали до набережных Питера.

Сухона — река с характером, и работать на ней удается только опытным капитанам. Когда в одну из навигаций на помощь Сухонскому пароходству прибыли 10 судов Северного пароходства, за первые 20 дней работы произошли восемь аварий, причем одну баржу так и не удалось стащить с отмели. Зато местные речники, знавшие норов и фарватер реки, удачно проводили по ней и караваны барж, и даже подводные лодки.

2

Путь субмарин

Самым уникальным событием в истории для сухонских речников стала операция по переправке подводных лодок из Каспийского моря в Белое в 1943–1944 годах. Субмарины путешествовали по территории Вологодской области и в начале войны — но по железной дороге. В 1941 году три подлодки среднего типа «С» длиной в 80 метров, и четыре малых подлодки — 45 метров были эвакуированы из Ленинграда еще до того, как кольцо блокады сомкнулось. Корпуса кораблей были разобраны и водружены на широкие платформы; в Кадуйском районе пришлось соорудить временный мост. На следующий год по рельсам проследовали еще восемь «Малюток» (тип советских подводных лодок того времени, самые малоразмерные).

В 1943 году было решено доставить подводные лодки с Каспийского моря в Белое собственным ходом, выбрав время весеннего паводка. Всего за два года ООПЛ — Особый отряд подводных лодок — обеспечил переброску девяти подлодок, средних и малых: шести в 1943-м, трех — в 1944 году.

До Горького (так в советское время назывался Нижний Новгород) подлодки шли своим ходом. Там, на заводе «Красное Сормово», «Малютки» были помещены в плавучие доки целиком, а средние корабли перед этим демонтированы. Из Волги подлодки вошли в Рыбинское водохранилище, дальше — Шексна, Кубенское озеро, Сухона, Северная Двина. Маршрут предварительно изучила группа офицеров ВМФ. От Каспия ООПЛ сопровождал водолазный бот, а на Сухоне — баржа с понтонами. Понтоны позволяли снизить осадку средних подводных лодок до 1,2 метров.

«Малютки»

Неподалеку от Кириллова к отряду присоединились тральщики Беломорской военной флотилии. Караван сопровождал офицер-гидрометеоролог, получавший от командования ВМФ регулярные прогнозы погоды. 148-я истребительная авиационная дивизия Череповецко-Вологодского района ПВО была готова в случае необходимости отразить вражеский авианалет.

Однако основным фактором безопасности стала полная секретность проводки. Личному составу плавучих доков и кораблей сопровождения запрещалось сходить на берег во всех населенных пунктах. Школьники Тотьмы часами торчали на берегу, пытаясь понять, что же за странные корабли ненадолго ошвартовались в их городе. Кому-то удалось разглядеть рубку подводной лодки, но матросы на борту плавучего дока отказались подтвердить достоверность открытия.

Германское и финское командование так и не узнало, что по северным рекам движутся субмарины. Происходили только естественные аварии: ветер обрывал буксирные тросы, доки садились на мель, но их удавалось снять.

Летом 1944 года обратным путем, из Белого моря на Черное, были перебазированы шесть больших и двенадцать малых охотников за подводными лодками и двенадцать торпедных катеров. Большие охотники поставили в доки, корабли поменьше буксировались пароходами.

Все это происходило уже под конец войны, когда активность вражеских ВМФ была минимальной. Так, подводные лодки, переброшенные на северный театр, смогли уничтожить только один немецкий сторожевой корабль — V6112 и повредить крупный транспорт «Дессау». Остальные успехи историки подвергают сомнением.

Сомнению не подлежит только высочайшее мастерство речников Сухоны, которые успешно провели по реке самые разные корабли с большой осадкой — от торпедных катеров до крупных субмарин.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!