Почему северную храмовую архитектуру выделяют из всей прочей? Конечно, она необыкновенно красива особенной северной красотой. Но, рассматривая эти храмы и часовни, стоит обратить внимание на их архитектуру и историю — тогда перед нами по-новому раскроются замысел и мастерство создававших их зодчих.
1
Из-за северного климата основным материалом при строительстве стала сырая древесина, а инструментом — топор
Из-за сырости и холода все деревянные конструкции на Севере возводились из плохо просушенного леса. Опыт показал, что лучше всего при строительстве из такого дерева класть бревна горизонтально — тогда, высыхая и ссыхаясь, они не дают трещин. При таком строительстве на углах сруба остаются выступающие концы бревен. Так появился тип сруба, названный «в обло», то есть «по-округлому».
Кстати, термин «строить» по отношению к дому или к храму стали использовать не так давно. Раньше дома и храмы «рубили» топором — потому что именно с его помощью проще всего работать с влажным деревом.
2
Легенда о северных храмах без единого гвоздя — не совсем легенда
Еще до того, как появился сруб «в обло», существовал способ рубки храмов «в лапу» — то есть без выступающих концов бревен. При такой рубке концы каждого бревна должны быть так вырублены, чтобы сойтись друг с другом как паззл. В каждом венце делаются пазы, вырубки или потайные зубья — за счет этого они соединяются между собой и необходимость дополнительных скрепляющих элементов (например, гвоздей) практически отпадает (см. рис. 1).
3
В основе любого северного храма лежит четырехгранный, восьмигранный или крещатый в плане сруб. А иногда сразу несколько
Многообразие и внешняя сложность северных храмов наводят на мысль, что разобраться в их архитектуре под силу только профессионалам. Но на самом деле, на базовом уровне принципы их строительства понять не так сложно.
Во-первых, в основании любой деревянной церкви лежит сруб. На Севере встречаются квадратные, восьмигранные и крещатые срубы. Самый распространенный тип храмов на Севере — имеющий в основе четверик (четырехгранный или, как его еще называют, четырехстенный сруб), на который сверху поставлен восьмерик (то есть восьмигранный сруб) — обыкновенно более высокий. Эта конструкция называется «восьмерик на четверике».
Во-вторых, бывают случаи, когда в основании храма лежат два или три разных по размеру восьмигранных сруба — тогда они ставятся один на другой, что придает храму сужающуюся кверху форму. Обычно каждый последующий восьмерик меньше предыдущего — за счет чего и достигается сужение кверху (как например, в храме Преображения Господня в Кижах).
И наконец, есть еще один вариант расположения восьмериков. Он называется «восьмерики с повалом» и распростанен в Прионежье. В этом случае каждый следующий восьмерик чуть шире предыдущего, за счет чего зодчие добивались сильного зрительного эффекта. Так была построена, например, Успенская церковь в Кондопоге.
4
Основные внешние элементы храма: прирубы, бочки и главки
После возведения сруба к нему пристраиваются основные архитектурные элементы храма — в зависимости от идеи мастеров и от типа самого сруба.
Один из таких элементов в северных храмах — прúруб. Прúрубами называют пристройки к основному срубу, которые не являются с ним одним целым, но увеличивают его объем. Прирубы увеличивают не только внутренний объем храма, но и поверхность крыши, где можно разместить дополнительные главки.
На прирубы устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка.
Сложно сказать, когда точно в храмовой архитектуре появились бочки. Но наиболее широкое распространение они получили с XVII–XVIII веков. Потом они вновь исчезли и появились только на рубеже XIX и XX веков — как характерная черта уже неорусского стиля.
Кроме тех главок, которые стоят на прирубах, основная их часть стоит на крыше восьмериков, которая называется пόлица.
5
Устремленность ввысь, многоярусность и большое количество главок — самые характерные черты северного деревянного зодчества
Именно такими — со множеством ярусов, пристроек и главок мы видим северные храмы. Причем эти особенности характерны для всех типов деревянных храмов на Севере. Именно за счет размеров и многоглавия северные храмы соревнуются между собой. Многие из них и сегодня — самые высокие сооружения в своей округе, а на момент постройки они выглядели действительно колоссально. Стоящие по берегам рек, храмы казались огромными маяками. При этом удивительно, что их размеры не вызывают диссонанса: храмы воспринимаются как одно целое с окружающей природой.
6
Многоглавие в северной храмовой архитектуре существовало издревле: сведения о первом многоглавом храме датируются X веком
Например, известно о тринадцатиглавой Софии Новгородской, срубленной из дуба во второй половине X века. Но самые известные многоглавые храмы — это, конечно, Преображенский храм в Кижах и его предшественница, двадцатичетырехглавая Покровская церковь близ Вытегры в Вологодской области (сгорела в 1963 году). По своей архитектуре она была чрезвычайно похожа на храм Кижского погоста. Есть даже мнение, что два эти храма были построены одним мастером. Только Покровская церковь близ Вытегры стояла, в отличие от Преображенской, не на трех, а на двух восьмериках — поэтому ее и считают предшественницей храма в Кижах.
7
Другая основная форма деревянных храмов — шатровое перекрытие (или крыша) — была заимствована из архитектуры оборонительных сооружений
Изначально у деревянных храмов не было шатрового завершения. Распространение на Руси шатрового зодчества связано с военно-оборонительными нуждами. По такому типу строились, например, сторожевые башни-вежи. Отсюда шатровое перекрытие и было заимствовано храмовыми зодчими. Только на храмах шатры «кожушились» — то есть покрывались лемехом, или «чешуей», как его называли (рис. 4).
Одним из самых известных примеров шатрового деревянного зодчества была сгоревшая церковь в Кондопоге на Онеге.
8
В XVII, XVIII и XIX веках архитектурные формы менялись: один храм мог достраиваться каждый век. Так старое здание обрастало новыми элементами
Если в XVII веке появляются классические храмы «восьмерик на четверике», то в XVIII веке к ним повсеместно начинают добавляться колокольни, а в первой половине XIX века первоначальные крыльцо и сени храмов заменяют крытые переходы на колокольню. Тогда же появляется парадное крыльцо-галерея вместо классических, рубленных в XVII веке.
Вторая половина XIX века — это время, когда архитектура Севера меняется под влиянием заимствований из других стилей.
Позже, уже в XX веке, многое из того, что было привнесено столетием раньше, будет признано искажениями, и реставраторы постараются от этого избавиться. Например, во многих храмах будут сняты металлические покрытия луковиц и наружная обшивка, которые появились в XIX веке и не были родными элементами в русском зодчестве.
9
На деревянное зодчество оказала влияние каменная архитектура: в XVIII веке некоторые элементы стиля барокко появились на Русском Севере
В 60–70-х годах XVIII века в северном народном зодчестве явно было заметно влияние основных архитектурных стилей того времени: барокко и классицизма. Это видно и в том, что облик храмов в целом меняется, и в частностях — например, в появлении барочных круглых окон в храмах.
Как раз в это время строилась церковь Успения в Кондопоге (Карелия), сейчас утраченная из-за пожара 2018 года. В ней сохранялся иконостас в стиле барокко.
Почему это влияние отразилось именно на архитектуре Кондопоги? Дело в том, что здесь грузили на суда гранит и мрамор, которые потом доставлялись в Петербург и использовались для постройки Исаакиевского и Казанского соборов. Поэтому местные мастера, работавшие в Петербурге, привнесли в деревянное зодчество Олонецкого края и самой Кондопоги новые барочные мотивы.
10
Несмотря на основные общие черты северных храмов, в каждом регионе существуют свои особенности
Не секрет, что Русский Север — это не единая территория. В разных его регионах можно найти более или менее характерные для каждой местности архитектурные формы. Например, особенностью храмов Поонежья (областей по берегам реки Онеги) являются кубоватые покрытия (по форме напоминают луковицу, только с выраженными сторонами) и покрытия бочкой. А выделяющейся чертой храмов Прионежья стали так называемые фронтонные пояса.
Многие исследователи признавали их чисто декоративными элементами, но на сегодняшний день принято считать, что с их помощью от сруба отводили воду. Такие особенности есть практически в каждом регионе.
11
Многие современные северные часовни — это перестроенные жилые дома
Не все храмовые сооружения на Севере высотой с десятиэтажные дома. Известен и другой тип зданий, например, так называемые часовни-амбары. В них редко можно найти что-то похожее на пирамидальную форму северных храмов. Они быстро строились и лучше сохраняли тепло зимой. От обычных амбаров они отличаются только тем, что их венчает главка с крестом. Часовни такого типа, а иногда и просто дома, переделанные в часовни, можно встретить в большом количестве по деревням Русского Севера. Например, есть такая часовня Иоанна Предтечи в деревне Нижний Падун Архангельской области.
Несмотря на разницу в размерах и формах, нельзя не отметить, что северные храмы, часовни и колокольни строились исходя из принципа соразмерности архитектуры и ландшафта: храмовые комплексы и пейзажи не доминируют один над другим, а органично сочетаются друг с другом.