Деревенский праздник, чаевничающие старик со старухой, древний русский город с его обитателями — работы из дерева художника Кронида Гоголева хочется рассматривать и рассматривать: кажется, еще чуть-чуть и фигуры оживут, или ты, зритель, вдруг неведомым образом окажешься внутри, станешь участником там происходящего…
Кронид Гоголев (1926–2013) — младший из четверых детей, родился в селе Прутское в Новгородской губернии, его отец — в прошлом священник, работал столяром. В жизни Кронида Гоголева было многое из того непростого, что принес жителям страны XX век — коллективизация, арест отца в 1937 году (перед войной его выпустят), потом — Великая Отечественная, на фронтах которой он оказался 16-летним юношей и которую окончил в Германии.
После войны, определившись с выбором жизненного пути, взялся за учебу, чтобы догнать, наверстать упущенное время! Ленинградское художественно-графическое училище, потом, заочно, художественно-графический факультет педагогического института имени Герцена. В 1961 году он поселился в карельском городе Сортавала, где возглавил детскую художественную школу.
Художник не сразу пришел к резьбе по дереву. Сперва были картины, где раскрывалась величественная красота северной природы, захватывающе яркой. А еще в этой красоте присутствует человек: архитектура тут воспринимается гармоничной частью природного пейзажа…
Дерево появилось как следующий шаг в попытках художника сказать что-то об этом мире, показать в новой технике то, что он чувствовал, осмыслить визуальный и исторический опыт — свой личный и тех, кто жил когда-то раньше… Вот слова самого художника: «Может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался — большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале. И когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой». И здесь тоже зазвучала важная для художника северная тема.
Триптих «Валаам» (начало 1980-х). В работе не видно людей, только деревья, мост, церковная архитектура. Валаам — место для молитвенного сосредоточения, тишины, и художник эту тишину передает. Все части триптиха строятся на вертикали — устремленности вверх, к небу. И на всех трех работах вода, напоминающая о течении жизни: так же строго, уединенно там было раньше и будет потом.
А вот работа 1993 года «Петрозаводск» наполнена людьми… Ты уже потом видишь и архитектуру города, и деревья на заднем плане, а сначала — кипучую жизнь: люди на лодках, люди на пристани, занимающиеся делами, праздно глядящие. И этим радостным кипением жизни художник любуется не меньше, чем молитвенной тишиной Валаама.
Все изображаемое художником словно вырастает из плоскости дерева, кажется, на глазах зрителя совершается чудо — рождается целый мир, в котором история связана с современностью, а современность — с древними преданиями, и все это причудливо связанно между собой — совсем как в работе «Сортавала».
Так если вы вдруг окажетесь в городе Сортавала, обязательно зайдите в Музей частной коллекции Народного художника России Кронида Гоголева — возможно, его работы помогут вам узнать что-то новое о Русском Севере…
На заставке фото Леонида Николаева/«Республика»