Идею соединить Белое море с Онежским озером разрабатывали со времен Петра I. Но сколько к ней ни возвращались, после всех прикидок и расчетов приходили к выводу, что слишком трудозатратна задача, слишком велика цена строительства — не только материальная, но и человеческая. В ХХ веке пришло время, когда с ценой не считались: бесплатного «человеческого ресурса» оказалось так много, что даже техника не понадобилась…
1
Рекордные сроки
Для того, чтобы соединить Белое море с Онежским озером, через которое можно выйти на Балтику и к Волго-Балтийскому водному пути, потребовалось 20 месяцев и… руки свыше 126 000 заключенных. 37 километров искусственных путей, 21 миллион кубометров земли, перенос Мурманской железной дороги в другое место — и все это в рекордно короткие сроки и без всякой техники! Беломорско-Балтийский канал: общая протяженность — 227 километров, габаритная ширина — 14,3 метра, наибольшая глубина — 5 метров, 19 шлюзов, 49 дамб… 2 августа 1933 года состоялось открытие одной из самых грандиозных и трагических «лагерных» строек советского времени.
Насколько быстро все решалось и разворачивалось — умеют, когда захотят! — можно судить по датам: 3 июня 1930 года принято решение начать строительство, 1 июля 1931 года правительство рассматривает первые эскизы, конец 1931 года — проект еще не утвержден, но уже строят, к моменту окончания всех согласований (февраль 1932) уже многое сделано, работа кипит… Кураторами стройки были будущий нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман.
Вот что написано о Беломорканале в знаменитом сборнике, посвященном великому проекту, под редакцией Максима Горького: «Канал прорежет Карелию от Онежского озера до Белого моря. Карелия была и будет форпостом Союза советских республик на границе с фашистской Финляндией».
2
Происхождение зэков
Слово «зэк» родилось здесь, на Беломоркаторге. По лагерной легенде, 23 марта 1932 года на стройку приехал Анастас Иванович Микоян. Начальник Беломорстроя Лазарь Коган посетовал главе Наркомата снабжения, дескать, «…есть проблема: не знаю, как обращаться к… контингенту. Придумал вот вариант — „каналоармеец“. Как, одобрите?» Микоян одобрил. Получилось полностью — «заключенный каналоармеец», а сокращенно — «зэка». В документах можно еще короче: «з/к». Кстати, мысль собрать заключенных в «армию» («-армеец») пришла Когану неспроста: строительству пытались придать военизированную форму — использовали слова «штаб», «рота» и тому подобное.
Арестантский фольклор подхватил начальственную инициативу и придумал свою расшифровку аббревиатуры «з/к» — «Захар Кузьмич». А позже, когда официально было объявлено, что за Уралом и на Дальнем Востоке на больших стройках вкалывали не заключенные, а комсомольцы, «зэка» превратились в «зауральских» и «забайкальских комсомольцев».
3
Из подручных палок
При строительстве Беломорканала не экономили на рабочей силе, зато экономили на всем остальном: на питании, на технике и на строительных материалах. Металл и цемент старались попридержать. А вот торф, грунт, песок, дерево, камни — все, что можно было добыть здесь же, на окрестных болотах, — использовали по-максимуму. Тяжело передвигать огромные валуны? Подъемный кран не нужен, можно ведь собрать из подручных деревяшек самопальный «журавль». Трудно таскать «на горбу» песок? — Пожалуйста, набери дерева, сколоти тачку с деревянными колесами, поставь на деревянные рельсы, и — вперед! Таких тачек на стройке насчитывалось до семидесяти тысяч. Счастье, если дадут кувалду, лом, лопату, топор, а так — у наших людей золотые руки! Справятся!
Пайка на день — 500 граммов непропеченого, липкого как пластилин малосъедобного хлеба, который лагерники называли «аммонал» из-за сходства с веществом для взрывных работ, и баланда из морских водорослей. Выполняешь норму — получаешь норму, перевыполняешь — можешь даже «премиальное блюдо» получить, например, 75-граммовый пирожок с капустой, а не справляешься — пайку урезают. А не справляться можно было по разным причинам, из которых лень — где-то в конце списка. Например, болезнь за «уважительную причину» не принималась. Больным норму питания урезали, и из такой больничной диеты запросто можно было не выкарабкаться. «Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала» («ТУФТА» на арестантском беломорканальском жаргоне — это «Техника Учета Фиктивного Труда»).
Зато с политинформацией и поддержанием морального духа на Беломорканале все было в порядке. На каждом участке выходила газета «Перековка», где клеймили отстающих и поощряли передовиков. Типография газеты даже выезжала на круглосуточные смены, когда на стройке объявлялся так называемый «штурм» — ударный труд лучших бригад без перерыва. Зимой 1932 года на таком «штурме» рядом с местом работ проложили узкоколейку и пустили по ней дрезину с духовым оркестром, опять-таки, для поддержания боевого духа каторжных.
4
Побег Солоневичей
Единственным удачным побегом из Беломорлага стал знаменитый побел Солоневичей. В начале октября 1934 года в белоэмигрантской газете «Последние Новости» была напечатана информация о бегстве за границу из Беломорско-Балтийского лагеря НКВД заключенных Солоневича Ивана Лукьяновича и Солоневича Юрия Ивановича (отца и сына) и из Свирских лагерей НКВД заключенного Солоневича Бориса Лукьяновича (брата Ивана Лукьяновича).
Иван Лукьянович Солоневич — русский публицист, мыслитель, спортсмен, тренер, исторический писатель, общественный деятель — родился в Белоруссии. Был одним из основоположников самбо, участвовал в Белом движении и антисоветском подполье. Был арестован вместе с семьей 1933 году после нескольких неудачных попыток бежать из СССР. Скитался по лагерям, наконец оказался на Беломорстрое, сумел занять пост спортивного инструктора, а его брат Борис работал доктором в Свирьлаге. По протекции старых знакомых по спортивному прошлому он попал в лагерное общество «Динамо». Планируя побег из лагеря, Солоневич представил начальству план проведения «вселагерной спартакиады» и взялся за ее организацию, попутно собираясь и прорабатывая маршрут побега. Оформил для прикрытия командировки себе и сыну, скоординировал действия с братом и 28 июля 1934 года вместе с Юрием покинул лагерь.
Встретились в условном месте и из окрестностей станции Кивач Мурманской железной дороги двинулись в направлении села Койкири на реке Суне. По дороге пережили множество драматических и опасных приключений. На шестнадцатый день побега отец и сын перешли на территорию Финляндии. Его брат Борис вышел к финнам на два дня раньше.
Советская власть, разумеется, отомстила: их брата Евгения и семью отца расстреляли. Побег Солоневичей вызвал большой резонанс в среде русской эмиграции. Иван Солоневич выступал по всей Европе с лекциями, печатал статьи и очерки, издавал собственную газету, написал несколько книг с рассказами о лагерной жизни, в том числе известную книгу «Россия в концлагере».
5
Что не нарисовали на пачке папирос
В мае 1933 года Генрих Ягода доложил Сталину о готовности Беломорканала.
В 1931 году, только по официальным данным, в БелБалтЛаге умерло 1438 заключенных, в 1932 году — 2010 арестантов, в 1933 — 8870 человек. В день умирало до 700 человек. После окончания строительства освобождено было 12484 человека, сроки сократили 59516 заключенным.
Самые массовые в СССР папиросы, которые начали выпускать в 30-е годы ХХ века, получили название «Беломорканал». В сороковые годы на обложке папиросной пачки изображалась карта, где кроме Беломорского размещались Суэцкий и Кильский каналы. Таким образом производители демонстрировали превосходство «социалистического гидросооружения» над «капиталистическими».
В июне 1933 года по всему Беломорканалу от начала до конца первым прошел пароход «Чекист». Сталин во время прогулки по Беломорканалу вместе с Ворошиловым и Кировым называл канал мелким, узким, бессмысленным и никому не нужным. Вождь был прав: желая отчитаться в срок, начальство часто «гнало туфту», занималось приписками, канал выстроили мельче и уже, чем планировали, в нем с трудом расходились два больших теплохода, а развернуться вообще было невозможно.
6
А что сейчас?
Водный путь дорабатывали в пятидесятых годах ХХ века: увеличивали глубину, заменяли деревянные конструкции на железобетонные и так далее. Как бы то ни было, ценой нечеловеческих усилий и потерь, благодаря Беломорканалу, путь от Архангельска до Петербурга сократился в четыре раза.
Особое значение Беломорско-Балтийский канал приобрел после ввода в эксплуатацию Волго-Балтийского канала, когда вместе с Онежским озером он стал частью Единой глубоководной системы Европейской части РФ. Трасса Беломорско-Балтийского канала проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Судоходство — и промышленное, и пассажирское, туристическое, — здесь очень активное. Природные богатства Карелии и Кольского полуострова благодаря функционированию канала кратчайшим путем доставляются к местам их переработки. Масштабная реконструкция Беломорканала, начатая еще в 70-х годах ХХ века, продолжается до сих пор. В ходе реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырех метров и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.
Сегодня эксплуатацией канала и обеспечением судоходства по нему занимается организация с длинным названием Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация «Беломорканал»). А туристам предлагается большая программа, рассказывающая об истории этого уникального сооружения. На базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест строительства. Представляет интерес структура грандиозного гидротехнического сооружения — сами шлюзы Беломорканала, так называемая «Повенецкая лестница», по которой корабль может подняться или спуститься почти на 70 метров. Путешествуя по Беломорско-Балтийскому каналу, туристы осматривают город Медвежьегорск с известным Музеем железнодорожного транспорта, финские военные укрепления, Музей истории Беломорканала в городе Повенец.
По берегам канала установлено несколько памятников заключенным, отдавшим свои жизни на каторжных работах по его прокладке, а в Повенце в память о погибших построена деревянная Никольская церковь.
На заставке: Александр Родченко. Беломоро-Балтийский Канал. Репортаж. 1933 г.