XVII–XIX века для Костромской земли были временем расцвета ремесленного производства. Только в 1627/28 годах здесь числилось 1014 ремесленников, что для населения края того времени — число огромное. Какие ремесла у нас на слуху? Гончарное, кузнечное, плотницкое… Кто-то «продвинутый», может быть, назовет еще бондаря или корзинщика… На самом деле ремесел было великое множество. Некоторые из них сегодня воспринимаются как экзотика и даже могут стать основой вопроса для знатоков в игре «Что? Где? Когда?».
1
«Вкусные» ремесла
Вот, допустим, производство продовольственных товаров. Здесь были квасники, кисельники, луковники, орешники, масленики, огородники… Занятия этих людей понятны из названий ремесел. А чем занимались солодежники? Работали на мельнице, производили из ячменя и пшеницы солод, продавали его. Из солода потом варили пиво.
Вот еще несколько колоритных и «вкусных» названий ремесел, похожих на названия блюд: пирожник, пряничник, блинник, мучник, крупяник, рыбник, сметанник, сырник, колбасник, хлебник… При этом пирожник не пирожные делал, а пироги пёк, мучник никого не мучал, а торговал мукой, а крупяник, соответственно, крупой.
2
«Из рогожи не сделаешь кожи»
Много приходилось обрабатывать кожи. Кожа — это и одежда, и обувь, и хозяйственные предметы… Кожевник — обобщенное название ремесла, но внутри него были специализации. Ведь кожи проходили множество этапов выделки и обработки: их надо было отмачивать, золить, то есть удалять верхний роговой слой и волосяной покров, мездрить, чистить, дубить (обрабатывать дубильными веществами), красить, высушивать и так далее. Занимались этим дуботолки, строгальники, гладильщики и другие мастера. Были кожевники, которые делали «белые кожи», «красные бараны», овчины… Кожи обрабатывали коровьи, конские, бараньи…
Кожи поступали к сапожникам и… рукавишникам! Тоже почетное и важное ремесло. Рукавицы на Севере — предмет первой необходимости, и делались они чаще всего именно из кожи. Вернее так: надевалось несколько пар рукавиц. Сначала вязаные (их называли исподочки, а также вареги), а затем меховые. Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса рукавицы. Русские цари надевали «перстатые рукавицы», иначе говоря — перчатки.
Шорное производство — то же самое, что сегодня автозапчасти. Шорники — мастера, которые занимались шитьем упряжи, сбруи. Здесь трудились седельники — они делали сёдла, хомутники — специализировались по хомутам, узденники — по уздечкам, торочешники оторачивали мехом одежду и конскую упряжь.
3
От колокола до булавки
Лошадей обслуживали также, конечно, и кузнецы. Помогали им молотобойцы, которые били большим ручным молотом. У кузнецов тоже была узкая специализация. Бронники изготавливали кольчуги и панцири, были мастера-гвоздочники, замочники, решеточники, игольники, булавочники, стрельники, которые ковали наконечники для стрел, мечники (специализировались по мечам), железники (работали с железом), укладники (сталевары), мастера по обручам на бочки, скобам, котлам… Выделяли в отдельную категорию даже изготовителей нательных крестиков. К «горячим» ремеслам металлистов относились укладники (сталевары), золотари (не те, что очищали нужники, а именно те, кто работал с золотом), серебряники, медники, оловянники, колокольники.
Особое место среди костромских ремесел занимало ювелирное дело. Работа по серебру. Серебро было привозное, но работали с ним здесь много. Были чеканщики, басельщики, литцы и так далее. Если занятие чеканщика можно идентифицировать, чеканщики занимаются чеканкой, о том, что литцы специализируются на литье — догадаться, то что делали басельщики, сегодня уже выяснить невозможно.
4
Приодеться-приобуться
Портные, швецы — ремесло, известное со времен зарождения цивилизации, и внутри этого ремесла специальностей выделилось столько, сколько, пожалуй, нигде больше. Среди костромских портных были шубники и сарафанники, кафтанники и епанечники (шили епанчи), душегрейники и колпачники, чулочники, картузники и шапочники… Одежда по пошиву была сложнее, чем нынешняя, «ширпотреба» фабричного не было, и сшить, например, епанчу — это было совсем не то, что смастерить картуз. Епанча — она у мужчин и женщин разная. У мужчин — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном, у женщин — короткая безрукавная шубейка. И тот, кто наловчился эти плащи и шубейки выкраивать и выстраивать, может быть, за фуражку с козырьком или за женскую праздничную душегрейку-кацавейку, которая на кофту больше похожа, а не на шубку, и не возьмется.
Одежду шьют из ткани. Которую ткут ткачи. Также прикладывают руку к изотовлению тканей холщевники (это те, кто делают холсты и торгуют ими) и крашенники (красят ткани), суконники (сначала так называли ремесленников, которые ткали сукно, а позже стали называть привилегированных купцов), и сермяжники (у этого слова тоже два значения: и ткач, который изготавливает сермягу — грубое толстое некрашеное сукно из простой шерсти, и бедняк-крестьянин, который вынужден носить одежду из сермяги), колотильщики (выбивальщики ткани) и ветошники (имеющие дело с тряпьем, старой одеждой, ветошью), сырейщики (обработчики сырья, например, шкур) и шелковники (те, кто работал с шелком)…
Обувь — особая статья. Здесь — свои мастеровые. Башмачники, чоботники, подошвенники, лапотники, скорняки. Лапти называли по материалу, из которого они были сделаны: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Мастера по изотовлению лаптей были в каждой деревне, но «лапти плесть — один раз в день есть»: на Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей стоила 3 копейки, и ремесло было не доходное. Лапти плести умеючи — быстро: сноровистый мастер за сутки пять пар лаптей мог сплести, но и снашивались они скоро: в год на одного члена семьи нужно было запасти 50-60 пар лаптей. «В дорогу идти — пятеры лапти сплести». Другое дело — чоботы. Чоботами называли сапоги с высоким голенищем, каблуком и загнутым носком. Чоботник над хорошими сапогами мог трудиться и неделю, и две. Такую обувь хозяин берег, надевали сапожки на праздники, могли и по наследству передать. Да и прибыли они мастеру приносили немало. Что говорить, если даже за самые грубые крестьянские сапоги на той же Нижегородской ярмарке отдавали 5-6 рублей. А за модельные чоботы и десятку могли запросить!
5
Кадники, ведерники, веретенники
Строительное дело на Севере по большей части специализировалось не по камню, а по дереву. Каменщики и кирпичники тоже были, но спросом пользовались чаще плотники, оконнишники (или оконишники) — тот, кто делает оконницы, то есть оконные рамы, и другие «деревянных дел» мастера.
Деревянными по большей части были предметы быта средневекового костромского и вообще российского крестьянина. Предметы эти мастерили бочарники (те, кто делают бочки) и ведерники (мастера по ведрам), кадники (кадки) и веретенники (веретёнца для прялок), столяры и бёрдники (мастерили деревянные бёрда для ткацких станов — гребенки, сквозь которые продергиваются нити)… Тонкая работа — сделать деревянный гребень для чесания льна, важная работа — смастерить деревянное колесо для телеги, особая работа — подготовить доску для написания иконы…
Иконописцев в Костроме было немного, но это были мастера! В XVII веке Кострома стала крупным центром иконописания, а в XVIII веке с образованием цехов в Костроме насчитывалось девять цеховых иконописцев.
6
Не боги горшки обжигают
«Был я копан, был я топан, был я на кружале, был я на пожаре, был я на базаре». Что это?.. Горшок. Керамика. Глина. Гончарное ремесло — почетное, красивое. Здесь можно вспомнить не только гончаров, но и горшечников (скудельников), и черепенников, сюда же — печники. Глиняная посуда, игрушки, строительный кирпич — все это делали в гончарных мастерских. А еще в Московской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерниях гончары занимались «ценинным делом» — изготовлением изразцов (или «образцов» по терминологии документов XV–XVI веков). В состав эмали входило олово, сырье привозное, по-немецки — zinn, по-польски — cyna. Отсюда и название промысла и самих «ценинных» или «цынинных» изделий.
7
Город мастеров
Кострома славилась своим мылом. Здесь были мыловары и были мыльные резальщики. Числились среди ремесленников привычные нам и сегодня часовщики, парикмахеры, маляры и жестянщики, а, допустим, пилозуба, каретчика или резчика печатей сегодня встретишь нечасто. Вот пришло бы вам в голову, например, что ремесло пилозуба к стоматологии никакого отношения не имеет? Пилозуб изготавливал напильники. Он назван среди профессий мастеров костромского кузнечного цеха (1900 год), где помимо него работали жестянщики, слесаря, кровельщики и мастера кузнечно-каретного дела.
* * *
Сегодня в Костроме много делается для возрождения традиционных ремесел — открываются дома ремесел, проводятся мастер-классы, фестивали и конкурсы… И пусть изделия современных ремесленников — керамистов, мастеров по плетению лозы, бондарей, кузнецов и так далее — больше интересуют туристов, выбирающих интересный сувенир, все равно предметы, сделанные человеческими руками, изделия, в которые мастер вложил душу, всегда будут востребованы.
Фотографии: Кустарные промыслы XIX – начала XX века на фотографиях Акима Курочкина. Источник |