Многие слышали об известном профессиональном, гастролирующем по всей стране хоре Валаамского монастыря. Но не менее известен братский хор, который неизменно поет на службах, пока профессиональный находится в разъездах. Услышать его пение стекаются паломники со всего света —все дело в каноническом знаменном распеве, который до сих пор используют на территории монастыря и его подворьях.
В наши дни на службах чаще всего можно услышать многоголосное хоровое пение: сложное, торжественное и красивое, как на концерте, — это пение партесное. Такой вид церковного пения в большей степени обращен к эмоциям и чувствам, чем к разуму. Но существует и другое пение, одноголосое и строгое, уходящее к древнерусской богослужебной традиции, — знаменное.
В разных концах нашей страны знаменный распев имел свои особенности, но его принципы всегда оставались одинаковыми: одноголосие, плавность, уравновешенность. Само название «знаменное» восходит к слову «знамена», то есть знаки. Это альтернатива привычной нам нотной записи — особые знаки, «крюки», которые писались над богослужебным текстом и обозначали звуковые интервалы и мелодические обороты.
Еще со второй половины XVII века, а особенно в XVIII, с началом Петровских реформ, вторжение богатой западной культуры оказало большое влияние на Россию, в том числе и в церковной музыке. Тогда повсеместно распространилось партесное пение, а знаменное осталось лишь в российских монастырях, таких, как Валаам. В этом плане валаамская современная традиция является более канонической, фундаментальной, древней и близкой к исконно русской культуре.
Валаамская традиция церковного пения включает в себя знаменный и византийский распевы, а также распевы других Церквей — грузинской, сербской, болгарской… За последние тридцать лет после возрождения Валаамской обители успел развиться современный валаамский распев. И более того, он оказывает немалое влияние на храмы и обители всей нашей Церкви. Его особенностью стал исон — это такой голос, который не нарушает самого древнего принципа монодии (одноголосного пения), но в то же время придает ему некую глубину и удобство как для восприятия, так и для молитвы.
Братский хор Валаамского монастыря состоит из 20 монахов. Это значительно меньше, чем было на дореволюционном Валааме, но достаточно много по сравнению с другими обителями. Среди певчих только один человек с высшим музыкальным образованием — регент хора иеромонах Давид (Легейда).
Он пришел в монастырь в 1993 году и с первого же дня стал петь на клиросе. По словам отца Давида, его карьера музыканта, начатая в миру, не остановилась, а лишь воцерковилась. В 1998 году, после того как известный валаамсксий регент иеродиакон Герман (Рябцев) перешел в скит, а потом был переведен на московское подворье Валаамского монастыря, регентом хора валаамской братии стал иеромонах Давид.
«Регент, как некий художник, с помощью голосов своего хора живописует словесную икону, становится устами Церкви, то есть народа Божьего, — рассказывает он. — Это ответственность, великая ответственность, но и творческая радость, вдохновение».
По его словам, для церковного пения необязательно специальное образование — монаху достаточно иметь музыкальность, слух, голос и, главное, прилежание и терпение, как и в любом серьезном деле. Обычно все способные братья сначала приобщаются к богослужебному чтению, и если у них обнаруживаются голосовые способности, то и к пению.
Братский хор Валаамского монастыря почти не поет вне богослужений, а если и делает это, то только ради миссионерского служения и только на территории самого монастыря — чтобы показать людям красоту Православия. Однако, когда остров оказался закрыт для паломников во время пандемии, братия начала записывать видеоклипы на праздники, чтобы дать возможность всем любящим Валаам и обитель приобщиться к красоте валаамского распева.
И все-таки регент хора напоминает: «Паломникам, как и всем молящимся в храме, нужно стараться обращать внимание не столько на распев, музыку и поющих, сколько на слова песнопения. Нужно постараться пропустить их через свое сердце и вместе с хором вознести их к Богу».