На Сухоне стоят два прекрасных древних города — Великий Устюг и Тотьма. Устюжские и тотемские храмы известны, о них часто пишут, их фотографируют, снимают, реставрируют… Но в былые времена каменные, деревянные, большие и маленькие церкви стояли по всей Сухоне, от истока до устья… Куда они исчезли? Что с ними стало? Мы выбрали лишь семь из сотен храмов, стоявших когда-то по берегам большой реки…
Слышные и видные издалека, сухонские храмы веками встречали колокольным звоном купцов и путешественников, идущих на своих судах и санях по речному тракту от Вологды в Устюг, от Москвы к Архангельску, от туманного Альбиона в суровую Сибирь и обратно… Церкви красовались на высоких холмах, возвышались на местах впадения в Сухону ее многочисленных притоков.
Большая часть этих храмов сегодня утрачена. И ударение, увы, приходится ставить не на второй, а на первый слог — «бОльшая» часть. Церкви ветшали, горели, рушились от подмыва берегов, взрывались и сносились до основания при советской власти, умирали вместе с обезлюдевшими селами и деревнями… От некоторых остались руины. Редкие — перестроены и сохранили хотя бы стены. О большей же части храмов, часовен, монастырей, пустыней теперь с трудом можно найти упоминания в мемуарах или архивных документах.
Какую-то память об исчезнувших святынях сохранили топонимы — названия ближайших деревень, полей, дорог… А от многих и того не осталось. Местным историкам, краеведам приходится проводить настоящие расследования, чтобы найти зацепки в обрывочной, бессистемной информации и на их основе реконструировать, что за церковь была в конкретном месте, кто, когда ее построил, как она выглядела, как сложилась ее судьба…
Вспомним несколько сухонских храмов и обителей, которых уже нет.
1
Троицкая церковь в Троицкой мужской пустыни (1670)
Пустынь была основана в 1670 году иеромонахом Ионой на Дедовом острове. Каменный храм стоял в верхнем по течению Сухоны конце Дедова острова. Храм возвели на месте более древних деревянных сооружений Дедовской Троицкой пустыни. Сейчас остров не заселен, не осталось ни церкви, ни пустыни. Тотемский краевед С. М. Зайцев писал о судьбе церкви в тотемской газете «Ленинское знамя» в 1981 году: «Первыми были сломаны церкви, расположенные ближе к Сухоне, — требовался кирпич для строительства столицы Северного края — города Архангельска. Прежде всего была разобрана Троице-Сергиевская церковь на Дедове острове, проплывая мимо которого и не подумаешь, что здесь был один из ценнейших памятников».
2
Церковь Воскресения Христова в Медведево (1755)
Храм стоит при впадении речки Большая Нореньга в Сухону, на старинной дороге от Устюга к Тотьме. Первоначально погост с двумя деревянными церквями был в деревне Князь (Сидоровская) на левом берегу Сухоны, напротив устья реки Старая Тотьма, где в стародавние времена располагалось первое русское поселение в Тотемском районе. В середине ХVIII века погост решили перенести в деревню Медведево. Каменные церкви Вокресения Господня и Благовещения Богородицы в Старототемской волости Тотемского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Воскресенскую церковь построили на средства богатого тотемского купца Ивана Левзинова.
Исследователи считают, что именно медведевская церковь стала первым храмом с конструкционным решением, который позже воплотился в основе большинства тотемских и других церквей с картушами на стенах. Правда, у храма в Медведеве клейма на стенах еще очень простые, незатейливые. С настоящими тотемскими картушами они несравнимы. Тем не менее эти разрезные фронтоны в духе московского барокко XVII века перекликаются с украшениями церквей Великого Устюга XVIII века и могут считаться предшественниками так называемого тотемского барокко. Колокольня старототемской церкви была пристроена в конце XIX века в классическом стиле и ничего общего с барокко не имела. Ее снесли в советские годы, до войны.
Сам закрытый храм местные жители потихоньку растаскивали на кирпич, но председатель колхоза приспособил пустующие здание под гараж и ремонтные мастерские. Это продлило жизнь руинам церкви. Увы, сегодня состояние стен памятника плачевное. Местные жители пытаются провести противоаварийные и консервационные работы на здании. На куполе и стенах второго этажа сохранились росписи, созданные умелым художником. Храм ждет своих спасителей и реставраторов.
3
Церковь Спаса Преображения (1780), слобода Коченьга, Тотемский район
Церковь стояла на красивом высоком мысу при впадении реки Коченьги в Сухону. В начале XVII века слобода Коченьга была самой крупной деревней в Тотемском уезде: 25 крестьянских дворов, 33 мужчины. Коченьжаки были известны речникам и мореходам: «носники», то есть лоцманы из этого селения, умело проводили лодки и барки через опасные сухонские пороги. Почему «носники»? Потому что сидели на носу корабля или лодки и отслеживали речной фарватер и мели. Зарабатывали местные жители и «туристическим бизнесом»: мимо села проходил не только речной, сухонский, но и сухопутный тракт из Вологды в Устюг. А в Коченьге был ям, то есть станция, где зимой можно было обогреться, а летом обсушиться, остановиться на постой, поменять лошадей, починить лодки, нанять бурлаков… Поэтому Коченьгу, заметный пункт на важнейшем торговом пути Московской Руси, связывавшем ее с Западной Европой, знали и пешие, и конные, и водные путешественники.
Согласно писцовой книге 1623 года, у деревянного Спасо-Преображенского храма в Коченьге стояли один двор попа и две кельи, в которых обретались нищие и убогие люди, жившие на пропитании у общества.
Время шло, село разрасталось и богатело. В конце XVIII века вместо обветшавшей деревянной церкви решили построить новую каменную. Путешественник Петр Челищев писал в дневниках: «Погост и ям Коченгской Слободки. Во оной станции недоделанная каменная двухэтажная церковь, в ней отделан нижний только этаж во имя Преображения Господня, а верхний и строением еще не начат, а когда отделается, будет храм во имя Николая Чудотворца».
До нашего времени дожил первый этаж здания храма. Верх его и колокольню разрушили при советской власти. К стенам «урезанного» храма пристроили обычный деревянный дом, внутри сделали сельский клуб. Это странное сооружение так и стоит до сих пор на высоком берегу Сухоны, удивляя проплывающих по реке путешественников.
4
Храм Николы на Опоке, Великоустюгский район (начало XVII века — деревянная, начало XIX века — каменная)
Чуть ниже по течению Сухоны после Прилуков на левом берегу когда-то была деревня Кукуй. До нее — деревня Борочева. Вот там, согласно «Писцовой книге Устюжского уезда 1623–1626 гг.», и была та самая церковь «Никола на Опоке». Сейчас на месте Опоцкой Николаевской церкви стоит деревянный крест.
На Сухоне в районе Опок — сложные пороги, по-местному «переборы». На них можно и груз потерять, и судно разбить — не только деревянную ладью, а и мощный пароход, — и самим сгинуть. В Никольский храм приходили отслужить молебен перед тем, как пороги пройти, и приходили поблагодарить за помощь Господа и покровителя путешествующих святителя Николая те, кто, двигаясь вверх по течению от Устюга к Вологде, пороги уже прошел. В 1791 году после благополучного преодоления Опоцкого перебора в церкви молился и русский писатель, путешественник и этнограф Петр Иванович Челищев. Согласно его подробным описаниям, в конце XVIII века здесь высились еще две деревянных церкви, «в одной престол Живоначальной Троицы, в другой настоящий храм Рождеству Пресвятыя Богородицы, придельный на верху, под самой крышкой, Илии Пророку». Челищев и его спутники отстояли всенощную, литургию и молебен в Рождественской Богородицкой церкви и взяли в Опоках для дальнейшего пути по Сухоне пять «бичевщиков» и лоцмана.
Каменную Опоцкую Николаевскую церковь с двумя престолами во имя Николая Чудотворца и в честь Живоначальной Троицы построили на месте деревянной в первой половине XIX века, а после революции разрушили.
Сегодня нет уже ни деревни Кукуй, ни храма. Точного места, где располагалась церковь тоже нет. Известно лишь, что «Никола на Опоке» стояла у правого берега речушки Ягрыш.
5
Близгородняя Крестовоздвиженская церковь (1713–1857), деревня Воздвиженье, Марденгское с/п, Великоустюгский район
Согласно сборнику С. А. Мальцева и С. К. Мальцева «Храмы и часовни Великоустюгского района (сохраненные и утраченные)», Крестовоздвиженская Близгородняя церковь строилась долго — с начала XVII до середины XVIII века. Имела два престола: в честь Воздвижения Господня и во имя Казанской иконы Божией Матери. Было у храма целых шесть часовен по деревням Пушкариха, Конечная, Биричиха, Большой Двор, Осиновская, Деревесниково. В 1788 году в приходе числилось 886 человек, в 1868 — 1905 человек. В 1910 году церковь еще стояла — каменная, красивая, высокая, трехэтажная (сохранилась фотография). Сейчас и церковь, и все часовни разрушены.
6
Благовещенская церковь (1847) в селе Красное (прежде — Благовещенское) на Устье Толшменском
Николай Петрович Титов, преподаватель Вологодской гимназии, сплавляясь по Сухоне в лодке летом 1844 года, видел за 50 верст до Тотьмы, согласно его дневникам, вот что: «…на левом пустынном берегу, уединенно стоит старая деревянная церковь, а потом ниже около версты на правом берегу деревянная ж церковь с погостом; тут же строится и каменная. Напротив отсюда, на левом берегу деревня Черепаниха; на обоих берегах большое строение судов и барок». Когда в Благовещенском построили каменный храм, деревянный разобрали. В описании церквей Вологодской епархии от 1888 года отмечена Усть-Толшменская Благовещенская каменная церковь с престолами «в теплой на правой стороне в честь Воздвижения Креста Господня; на левой во имя Архидиакона Стефана; в холодной во имя Благовещения Богородицы».
Старую деревянную церковь на черепановском погосте, посвященную архидиакону Стефану, после строительства каменного храма тоже разобрали, здание снесли, а прихожане с левого берега плавали на богослужения через Сухону.
При советской власти здесь был построен поселок Красный Угор. В нем делали баржи для речного флота. Сейчас поселка нет, архидиаконовского храма нет, а Благовещенская церковь стоит.
7
Негренская пустынь
Это удивительное место тоже находится над Сухоной. Точнее, находилось. О драматической судьбе монастыря читайте в нашей публикации:
В тексте использованы материалы и исследования писателя, краеведа, жителя села Усть-Печеньга Тотемского района Вологодской области Александра Кузнецова.
Как помочь спасти северные храмы?
Пока еще есть что спасать. И слава Богу, есть неравнодушные люди, которые этим благим делом занимаются. Волонтерские организации, выездные реставрационные отряды каждый год выезжают в самые дальние деревни, в самые труднодоступные уголки Русского Севера, чтобы расчищать фундаменты, консервировать разваливающиеся здания, заменять гниющие балки, ремонтировать кровлю, вставлять окна, рыть дренажные канавы, убирать выросшие на крышах древних разрушенных храмов кусты, по крупицам собирать информацию у местных жителей об истории церквей и часовен… Объектов, на которых работают добровольцы, уже даже не десятки, а сотни. Есть восстановленные храмы, где-то работы только начались, многие руины пока лишь обнаружены, взяты на заметку, но сил на их восстановление не хватает, и памятники еще ждут своих спасителей.
Параллельно с реставрацией люди из добровольных отрядов помогают и жителям окрестных деревень, например, привозят книги в сельские библиотеки, устраивают мастер-классы для деревенских ребятишек, проводят праздники и интересные встречи… К волонтерам можно присоединиться всем желающим.
Например, это проект «Общее дело», занимающийся возрождением деревянных храмов Русского Севера: https://obsheedelo.ru/
Это благотворительный фонд «Белый Ирис», занимающийся сохранением культурного наследия (и не только на Русском Севере): https://nasledie-iris.org/
Это добровольческое объединение «Реставросъ»: http://www.dom-restavros.ru/
Это фонд «Вереница, который занимается спасением деревянных памятников Русского Севера: http://verenitsa.ru/
И еще немало организаций.