Для советского и постсоветского человека Киров — город предприятий ВПК. Однако сто лет назад и даже позже трудно было представить, что тихая провинциальная Вятка встанет в ряд с такими промышленными ветеранами, как Тула, Екатеринбург, Нижний Новгород.
1
Вятка ближе Ташкента
Первый шаг к превращению Вятки в индустриальный город был сделан до революции, когда она стала важнейшим железнодорожным узлом, связавшим Москву, Урал, Сибирь и Архангельск. Поэтому, хотя крупнейшие предприятия, сопоставимые с Горьким и Сталинградом, в тридцатые годы в Кирове (Вятку переименовали в Киров в 1934 году) не появились, в нем были запланированы дублирующие производственные площади для уже существовавших заводов, а город включили в эвакуационные планы.
С начала войны стали очевидны дополнительные преимущества Кирова. Во-первых, потенциальный производитель военной продукции был гораздо ближе к фронту, чем Урал и уж тем более чем Сибирь и Средняя Азия. Осенью 1941 года Коломенский машиностроительный завод планировали эвакуировать в Ташкент, но «переиграли» на близкий Киров. Во-вторых, Киров был недосягаем для немецких бомбардировщиков, в отличие, например, от Ярославля и Нижнего Новгорода. И в-третьих, оказалось, что вятская сельская молодежь легко и быстро становится промышленными рабочими самого высокого уровня.
2
Начинка для самолетов
За годы войны Киров стал одним из основных производителей авиакомпонентов в стране. Из Москвы был эвакуирован завод № 32 и размещен на площадке завода 32-БИС. Это предприятие производило электрооборудование для самого массового боевого самолета Второй мировой войны — штурмовика Ил-2, стрелковое и бомбардировочное вооружение.
Вторым производителем самолетной начинки стал завод имени Лепсе. В свою московскую бытность, в начале и середине 30-х, он выпускал моторы для текстильных станков, граммофонные моторы, моторы для швейных машинок и даже фены для волос. В 1940 году его переориентировали на выпуск авиационного электрооборудования. Поэтому он и был эвакуирован в Киров как предприятие, которое должно включиться в бесперебойный цикл оснащения боевой авиации. Площадкой для московского завода на новом месте стал Комбинат учебно-технического школьного оборудования (завод № 461). На реорганизацию цехов под новые задачи был определен месяц. Согласно плану, ежедневно полагалось устанавливать и сдавать в эксплуатацию пятьдесят станков. Одновременно к каждому московскому рабочему прикреплялись двое учеников, а чаще учениц — девушек из сёл области. По словам Карена Шермазанова, начальника по производству, через 4–5 месяцев они так хорошо освоили работу, что некоторых москвичей вернули в Москву: их оказалось возможным заменить местными.
Для той эпохи продукция завода являлась высокотехнологичной. Это требовало не только высокой квалификации работников, но и особых материалов: миканита для изоляции, конденсаторов, кислотоупорных порошков и так далее. В неразберихе 1941 года они поступали с опозданием или не поступали вообще. Приходилось изготавливать их на месте и буквально охотиться за вагонами со слюдяной рудой, алюминиевой фольгой, конденсаторной бумагой.
Сейчас оба предприятия успешно работают в Кирове, обеспечивая своей продукцией и военную, и гражданскую авиацию. Завод Лепсе сохранил прежнее имя, а завод № 32, некоторое время бывший Кировским машиностроительным заводом имени XX партсъезда КПСС, стал предприятием «Авитек».
3
Танкоград на берегах Вятки
Завод «1 Мая» (он существует и сейчас, с тем же названием) был создан в городе еще до войны, он производил железнодорожные краны. В 1941 году он сначала стал площадкой для Одесского завода тяжелого краностроения, а осенью — для Коломенского завода. Именно здесь, на заводе № 38 и было решено производить легкие танки — Т-60 и Т-70 (впрочем, они производились и в других городах). Они не так прославились в военные годы, как легендарный Т-34, но успешно решали свои боевые задачи.
Сначала планировалось, что в Кирове будут выпускать только корпуса танков и башни, но уже в январе предприятию доверили выпускать танки, готовые для передачи в войска. Проблемой стало то, что для производства Т-60 использовались 30 деталей, которые приходили с 16 заводов из других городов. Как и в случае с производством авиаоборудования, происходили сбои. Поэтому необходимые детали начали выпускать в Кирове.
К середине 1943 года легкие танки были признаны слишком уязвимыми, и их производство прекратили. На базе танка Т-60 в Кирове было разработано и выпускалось самое массовое самоходное орудие Великой Отечественной войны — СУ-76.
4
Боль и слава
Условия работы были тяжелейшие. На будущем «Авитеке» за 1942 год числилось 1938 человек, покинувших производство, — в основном молодежи, сбежавшей в родные деревни. Один из актов обследования жилья сообщал: «В бараке № 25 живет 270 мальчиков на двухэтажных нарах, табуреток не хватает, нет полотенец, постельного белья, холодно, сыро и грязно, есть вшивость».
В эти тяжелых условиях Киров превратился в мощную промышленную базу военных времен. Он отправил на фронт больше шести тысячи танков и самоходных установок, две тысячи «Катюш», произвел три миллиона снарядов, пять миллионов мин и авиабомб, двести кораблей, две тысячи аэросаней, оснастил электрооборудованием почти половину боевых самолетов. Из кирзы, произведенной предприятием «Искож», было изготовлено девять миллионов пар сапог.
* * *
По предварительным планам, Киров в случае войны должен был стать одним из участников производственных цепочек, например, делать корпуса танков для предприятий других городов. Но эвакуированная машиностроительная и высокотехнологичная промышленность прижилась на новом месте. Поэтому древняя Вятка, носящая имя Кирова, является сейчас одним из самых индустриализированных городов Русского Севера.