У знаменитого отечественного писателя-фантаста Кира Булычева есть цикл рассказов, действие которых происходит в городе Великий Гусляр. Но мало кто знает, что прототипом этого выдуманного, фантастического города стал совершенно реальный Великий Устюг 60-70-х годов прошлого века. Хотя сам Кир Булычев говорил об этом открытым текстом.
Такого города — Великий Гусляр — на самом деле, конечно, нет, Булычев его придумал в конце 1960-х годов прошлого века. Город, в котором живут вроде бы самые обыкновенные советские люди, со своими «тараканами», «прибабахами» — но при этом происходят странные события, делаются поразительные открытия, прилетают инопланетяне… и все это с тонким юмором, чуть-чуть гротескно, чуть-чуть театрально… и мера этого «чуть-чуть» выдержана просто гениально. Недотянуть — получилось бы обычное реалистическое бытописательство, перетянуть — и рассказы эти пришлось бы оценивать по меркам типовой научной фантастики, а для них такая мерка — прокрустово ложе.
Но Великий Гусляр — а точнее, реальный прототип его — на самом деле есть. Это город Великий Устюг, в котором побывал Кир Булычев (напомним, что это творческий псевдоним писателя и ученого-историка Игоря Всеволодовича Можейко). Вот что он написал об этом в предисловии к полному циклу рассказов о Великом Гусляре, собранному под единой обложкой:
«Я не могу утверждать, что Великий Гусляр полностью возник в моем воображении. Не такое уж у меня богатое воображение, чтобы родить целый город, включая баню и автостанцию. Поэтому можно утверждать, что первоначально существовал прототип города, а уж потом город этот был отражен в изящной словесности.
Прототип города назывался Великим Устюгом. Я попал туда в середине шестидесятых годов и прожил там несколько дней — гостевание в Великом Устюге было частью неспешного путешествия в Вологду, Кириллово-Белозерск и Ферапонтово.
Великий Устюг меня очаровал, особенно если учесть, что в те, дотуристические времена он существовал сам по себе и никто коллективно не ахал, глядя на сохранившиеся после бурной разрушительной деятельности советской власти маковки церквей и фасады купеческих особняков.
Хоть в те дни я еще не знал, что стану писателем, а тем более не подозревал, что буду писать фантастику, Великий Устюг открывал мне больше, чем являл случайному наблюдателю.
Его относительно оторванное от великих свершений социализма существование, тишина и простор его длинной, украшенной белыми фасадами особняков и стройными церквами набережной, голубизна широкой реки, леса, подбирающиеся к самым окраинам, приземистая уверенность в себе гостиных рядов и нелепое вторжение сборных пятиэтажек… — ощутимость истории и провинциальная тишина так и подмывали столкнуть подобный мир с миром космическим, мир Устюга и мир Альдебарана. Я помню, как, поддавшись обаянию города, я посетил Елену Сергеевну, бывшую директоршу музея. Помню чистоту небогатого интеллигентного домика на окраине, помню ее внука и саму Елену Сергеевну — но, хоть убей, не вспомню, почему же я туда попал и о чем мы говорили.
Почему-то мне, от возникшей в те прозрачные дни обостренности чувств, стали интересны люди, встречавшиеся ежедневно. Провизор в аптеке, странный лохматый веселый гражданин с воздушным змеем под мышкой, старик, с которым я разговорился в столовой и который утверждал, что в Устюге под каждой улицей подземные ходы и клады… И я непроизвольно принялся строить биографии этим незнакомцам и вводить их в некие, несколько ирреальные, но на вид обычные отношения…»
Спустя какое-то время после этого Булычев, опубликовавший в ту пору несколько рассказов (в том числе и «Девочка, с которой ничего не может случиться», первый рассказ из всем известного цикла про Алису Селезнёву), побывал в Болгарии, и там в журнале «Космос» ему заказали рассказ. Любой. О чем угодно. Тогда-то Игорь Всеволодович вспомнил про свои впечатления от поездки в Великий Устюг — и написал первый рассказ из «гуслярского» цикла. Потом их стало больше, и в 1972 году уже вышел сборник «Чудеса в Гусляре». С тех пор появлялись новые рассказы об этом выдуманном городе, выходили новые книги, обретавшие массовую известность.
А основой всему послужил Великий Устюг. И даже сейчас, полвека спустя, несмотря на все колоссальные изменения — если пройтись по великоустюжским улицам, пообщаться с горожанами, настроиться на этот совершенно нестоличный ритм жизни, можно ощутить растворенное в тамошней атмосфере нечто фантастическое. Великоустюжское. Великогуслярское.
На заставке фото pastvu.com