Кострома: город, который сгорал и возрождался

Этот город постоянно менялся. Горел — и отстраивался с нуля, его захватывали враги — но он восстанавливался. Он переживал периоды расцвета и упадка. Но что бы с ним ни происходило, внутренняя, духовная его основа оставалась неизменной.

1

Откуда взялась Кострома?

Костромская низменность. Берега Волги и старого устья реки Костромы. Здесь в 1152 году Юрий Долгорукий основал город — такова версия историка XVIII века В.Н. Татищева. По его мнению, ростово-суздальский князь построил Кострому, желая создать форпост на северо-восточных рубежах своих владений, чтобы защититься от волжских булгар и мордвы и контролировать значимую для всей Северо-Восточной Руси речную торговлю по верхнему течению Волги.

В наше время в центре Костромы на Советской площади (бывшей Воскресенской) стоит памятник Юрию Долгорукому — официально признанному основателю города. Но версия Татищева — не единственная, и исторических источников, подтверждающих ее, пока не найдено. О чем можно говорить уверенно: город существовал задолго до первого упоминания его в летописях (1213 год).

Памятник Юрию Долгорукому в Костроме.
Фото Slav Yakounin/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0

Что означает слово «Кострома»? С мерянского языка оно переводится как «земля искупления» или «земля возмездия». Маловероятно, что князь Юрий Долгорукий дал бы своему городу финно-угорское название. Историк Иван Миловидов выдвигает гипотезу, что Кострома была основана раньше 1152 года, в середине IX века, как поселение со смешанным славяно-мерянским населением.

2

Из огня да в полымя

На протяжении своей истории Кострома много раз горела. Можно даже сказать, что пожары стали одним из определяющих факторов развития города.

В 1213 году ростовский князь Константин Всеволодович сжег город, принадлежавший его брату, Юрию Всеволодовичу Долгорукому, и отвел пленных жителей города в удельный Ростов.

Только Кострому отстроили после пожара, как тут же снова сожгли — в 1230-е годы войска Батыя разорили все волжские города «до Галича Мерьского», в том числе и Кострому.

Город восстановил владимирский князь Ярослав Всеволодович, названный в крещении Феодором. Он же отстроил на левом берегу Волги у впадения в нее реки Сулы в районе пересечения современных улиц Пятницкой и Островского первый Костромской кремль с соборным храмом во имя своего святого покровителя — великомученика Феодора Стратилата.

В 1246 году Кострома перешла младшему сыну Ярослава Всеволодовича Василию и стала столицей Костромского удельного княжества. Сам Василий прибыл в Кострому, когда достиг совершеннолетия. Именно с этим князем связана судьбоносная веха в истории города: в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов XIII века в окрестностях Костромы Василий Ярославич обрел чудотворную Феодоровскую икону. Согласно сказанию XVII века, князь построил для помещения иконы Успенский собор.

В 1272 году Василий стал великим князем Владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Но во Владимир он не переехал, а остался в Костроме. Таким образом Кострома фактически стала столицей всей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Василия Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский монастырь и церковь Воскресения на Дебре. Знаменитый Ипатьевский монастырь возник позже, в XIV веке. Он имел не только религиозное, но и оборонительное значение — защищал подступы к городу.

В 1364 году Кострома стала частью Московского княжества.

В 1413 году Кострома снова сгорела. Сокрушительный пожар, по свидетельству летописца, уничтожил до тридцати церквей, не говоря уже о множестве жилых построек. Тогда же, видимо, сгорел и первый Костромской кремль. К счастью, глубоко чтимая костромская святыня — Феодоровская икона — чудесным образом уцелела, но на месте города было пепелище. Московский великий князь Василий Дмитриевич на несчастье костромичей откликнулся: Кострома считалась стратегически важным убежищем, где не раз спасались от стихийных бедствий и вражеских нашествий московские князья и бояре. Поэтому Москва помогла Костроме восстановиться, но кремль, во избежание новых пожаров из-за плотной застройки, перенесли на более высокое место, на возвышенный левый берег Волги, напротив села Городище, где и сейчас стоят каменные соборы. Выбранное место Василий Дмитриевич повелел обнести валом и рвами, окружить деревянной стеной, превратив его в мощное оборонительное сооружение. Воскресенская и Никоновская летописи свидетельствуют, что в 1416 году «был заложен город Кострома». Формулировка объясняется так: место кремля поменяли, а значит, город не восстановили, а заложили заново.

Чудо от Феодоровской иконы Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е годы, Кострома)

Вокруг отстроенного кремля возводились княжеские и боярские хоромы. Возможно, в это время был заложены новый — уже каменный — Успенский собор, по образцу московских соборов, и каменный Троицкий собор. Кроме того, внутри кремлевских стен размещались Крестовоздвиженский мужской монастырь (в 1681 году обращенный в женский), деревянные храмы, колокольня, казенные здания и осадные дворы (частные дома).

3

В дни Смуты

В Смутное время город дважды захватывали и разоряли поляки и литовцы. Осенью 1608 года в Галиче поднялось восстание против поляков. Народные волнения быстро распространились по всей Костромской земле. Отряд польской шляхты, прибывший для подавления восстания, захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. В ноябре — декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, Кострому освободили.

Лжедмитрий II послал в город карательный отряд пана Лисовского. Изменники-бояре помогли интервентам, те смогли вновь захватить Кострому. Лисовский оставил в городе гарнизон, а сам в январе 1609 года двинулся в Галич. Сразу после его ухода к Костроме подступило новое ополчение — галичские, вологодские, кологривские, парфеньевские, устюжские, костромские крестьяне и ремесленники. 4 марта польский гарнизон сдал город и укрылся в Ипатьевском монастыре. Ополченцы осадили захваченную обитель. На помощь им прибыло еще пять тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. А в мае к патриотам присоединился отряд опытного воеводы Давида Жеребцова. По его приказанию вокруг Ипатьевского монастыря вырыли двойное кольцо рвов, которое прервало связь поляков с внешним миром. Но теперь уже к осажденным на помощь поспешил Лисовский со своим отрядом. Однако прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги ему не дали. Лисовский бросил осажденных на произвол судьбы и двинулся к Троице-Сергиевой лавре.

Кострома. Ипатьевский монастырь

Ночью 24 сентября 1609 года костромичи Константин Мезенцев и Николай Костыгин сумели заложить под одну из стен монастыря бочку с порохом. При взрыве герои погибли, но в образовавшийся пролом стены ринулись ополченцы и после короткой и жестокой схватки выбили интервентов из Ипатьевского монастыря.

Поляки пытались бежать, но их догнали и уничтожили у села Некрасово. Это то же место, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар.

В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского. Костромичи в составе народного ополчения дошли до Москвы и принимали участие в освобождении столицы.

Далее история Ипатьевского монастыря уже пересекается с историей новой российской царской династии. В 1613 году на Земском Соборе в Москве на престол был выбран 16-летний боярский сын Михаил Романов. Незадолго до этого, чтобы его пленить, поляки отправили отряд в костромскую вотчину Романовых — Домнино. Благодаря подвигу Ивана Сусанина план интервентов не удался, Михаил Романов с матерью успели укрыться в Ипатьевском монастыре. Чуть позже, когда в Москве состоялся Земской Собор, отправленное оттуда Великое посольство смогло уговорить Романова принять царский венец. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

4

Закат кремля, расцвет посадов

С 1619 года Костромской кремль стал называться Старый город. Это было связано с возведением так называемого Нового города, так же, как и кремль, окруженного рвами и деревянными стенами. Стены Нового города были мощными, с двадцатью тремя башнями и шестью воротами.

К семидесятым годам XVII века государство прекратило выделять средства на содержание и укрепление Костромского кремля — оборонным сооружением он уже не являлся. Обветшавшие деревянные стены кремля и Нового города, видимо, в конце концов сломали и заново уже не отстраивали.

Злой рок не отпускал Кострому. Город продолжал гореть. В XVII веке сильные пожары отмечены в 1654 и в 1679 годах. Тогда серьезно пострадали и посады, и кремлевские здания.

Тем не менее город возрождался и продолжал развиваться. Вокруг территории кремля постепенно разрастались посады и слободы, появлялись правительственные здания и частные каменные учреждения, возводились новые церкви, из которых многие уже были каменными, строились монастыри…

Кострома стала первым в России городом, получившим собственный герб. Его пожаловала Костроме императрица Екатерина II в благодарность за теплый прием, который ей оказали жители города в 1767 году, когда Её Величество вместе со свитой прибыла к берегам Костромы во время большого путешествия по волжским областям. В память об этом событии на гербе Костромы изображена галера «Тверь», на которой императрица совершала вояж по Волге.

5

Спасение главной святыни

И вновь — большой огонь. В 1773 году всю Кострому охватил чудовищный даже по местным масштабам пожар. Он начался от топившейся бани, при сильном ветре моментально разнесся по крышам, сжег огромное число жилых и казенных домов, более 20 церквей, шатровую соборную колокольню, уничтожил Троицкий собор, который потом не был восстановлен, почти разрушил Успенский собор. До пожара собор состоял из двух зданий: холодного собора с приделом Феодора Стратилата и каменной низкой шатровой колокольни. Рядом с собором стояли деревянная церковь преподобного Геннадия Любимоградского, деревянный воеводский дом и Крестовоздвиженский девичий монастырь с каменной Крестовоздвиженской церковью. Все это сгорело.

Вновь чудом была спасена Феодоровская икона Божией Матери: оставив в опасности собственный дом, который вот-вот мог сгореть, соборный протоиерей Иоанн Иоаннович Красовский (кстати, впоследствии — член Российской академии наук, духовник Павла Первого), рискуя жизнью, вынес из окруженного огнем собора чудотворный образ и едва успел отплыть на лодке по Волге в Ипатьевский монастырь. Из выгорающего собора к реке пытались вынести еще часть имущества, но стихия добралась и туда — сгорели вещи на берегу, многие суда на реке и даже несколько селений за Волгой. Люди вынуждены были вбегать в воду, чтобы спастись от жара огня, бушевавшего на обоих берегах реки.

Феодоровская икона Божией Матери

И вот уже в который раз Костроме пришлось отстраиваться практически с нуля. Прокладывать новые улицы на пустырях, соединять центр с селениями, до пожара бывшими отдельными… Частным лицам в кремле уже строиться не разрешили. Собственно, в нем сохранились после огненной бури лишь Успенский собор с колокольней, да и они имели весьма плачевный вид. Колоколов на колокольне уже не было, сама она вот-вот могла рухнуть. Стены собора почернели, внутри все было разрушено.

Восстанавливать Успенский собор и другие здания начали через два года. На месте сгоревшего Крестовоздвиженского монастыря под началом епископа Костромского и Галичского Симона (Лагова) и костромского зодчего Степана Воротилова построили теплый Богоявленский собор с 64-метровой ярусной колокольней, главной архитектурной доминантой дореволюционной Костромы, рядом — два соборных дома.

6

Губернский город

В конце XVIII века Кострома стала губернским городом, ремесленным и торговым центром с развитой легкой промышленностью. В 1790-х годах в Костроме действовали уже пять суконных фабрик, город занимал первое место в России по производству льняных тканей. В это время Кострома вновь перестраивалась и расширялась, были выстроены торговые ряды — на сегодня самые крупные из сохранившихся в России.

В начале XIX века с крепостных валов старого Костромского кремля убрали старинные пушки, а потом срыли до основания и сами валы. На сегодня сохранились лишь остатки восточного рукава вала и склоны верхней террасы Старого города. Кремль — когда-то мощное оборонительное сооружение — теперь стал просто центром Костромы. Правда, центром, в котором сосредотачивалась и общественная, и культурная, и духовная жизнь. В 1835 году кремлевские соборы — Успенский и Богоявленский — получили статус кафедральных храмов епархии.

Торжественный момент закладки монумента в 1913 г.

В память 300-летия царствования Дома Романовых в 1913 году на центральной площади в Костроме состоялась закладка величественного памятника по проекту архитектора А. И. Адамсона. Возвести его должны были к ноябрю 1915 года. Но судьба памятника оказалась печальной. Началась Первая мировая война — строительство замедлилось. К революции была изготовлена лишь часть фигур. Хранились они непосредственно на стройке или в саду губернаторского дома. В 1917 году работы по возведению памятника прекратились вовсе. В 1918 году с уже установленного постамента убрали леса и закрепили на нем мачту с красным флагом. На старом основании было решено ставить новый «памятник Свободы».

7

Что сейчас?

В двадцатых годах все фигуры, изготовленные для памятника, переплавили на костромском заводе «Рабочий металлист». К десятой годовщине Октябрьской революции на «царском» постаменте должна была быть установлена фигура Ленина. К торжественной дате не успели: постамент оказался слишком твердым и, хотя работы велись круглосуточно, памятник вождю мирового пролетариата открыли только 1 мая 1928 года. Фигуру Ленина с тех пор однажды заменили на другую фигуру Ленина. Странный памятник и сегодня стоит в Костроме в Центральном парке, удивляя туристов своей необычной историей.

Костромская губерния была упразднена в 1929 году. Кострома перестала числиться губернским городом. Территория губернии перешла сначала Ивановской, затем — Ярославской области.

В 1922 году кремлевские храмы, Успенский и Богоявленский соборы, были переданы обновленцам, в 1929 году закрыты, в 1934 году — взорваны и снесены. На территории бывшего кремля разбили Парк культуры и отдыха.

В 1944 году Кострома стала административным центром вновь образованной Костромской области.

Сегодня в Костроме развиты машиностроение и металлообработка, энергетика и электроника, приборостроение и деревообрабатывающая промышленность. Традиционно город остается центром текстильной промышленности.

Кострома входит в Золотое кольцо России. Туристические маршруты проходят через город. Главная достопримечательность Костромы — музей-заповедник Ипатьевский монастырь с Троицким собором. Рядом с обителью находится музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Здесь собраны церкви, избы, мельницы и другие памятники деревянного зодчества из всех уголков Костромской области.

В костромском Богоявленском монастыре хранится Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня Костромской земли, перед которой Михаил Романов дал согласие занять московский престол.

19 июля 2015 года Кострому посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Тогда же был установлен и освящен закладной камень на месте Успенского собора.

В 2016 году храмовый комплекс начали восстанавливать по старым рисункам и чертежам. На площадке Успенскоо собора поработали археологи. Там нашли элементы внутреннего убранства: позолоченные металлические части иконостаса, остатки бронзового оклада с драгоценными камнями, фрагменты настенной росписи, фрески, изразцы. Обнаружены части древнего фундамента и кирпичной кладки пола, а также прежде нигде не упомянутый деревянный частокол и древний погост.

Отстраивались ярусы колокольни, возводились стены Богоявленского собора. В 2018 году из Тутаева в Кострому привезли 18 колоколов, 12 из которых составляют звонницу, а остальные предназначены для часов-курантов.

13 августа 2019 года, в день 75-летнего юбилея Костромской области и накануне праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на купол Богоявленского собора был поднят крест. В честь этого события были проведены торжественный молебен и освящение креста.

Шаг за шагом идет восстановление культурного, исторического и духовного достояния города. Воссоздается весь храмовый комплекс Костромского кремля. В 2021 году продолжается штукатурка сводов внутри Богоявленского собора. Специалисты монтируют фибробетон на световом барабане храма и на колокольне. Высокая колокольня стоит в лесах… Из-за пандемии коронавируса открытие храмового комплекса Костромского кремля перенесено на 2022 год.

На заставке: Ипатьевский монастырь в Костроме. Фото Alexxx1979/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!