Монастырь на Каменном острове: как в нем спасались и как его спасали

Издалека берега Каменного острова на Кубенском озере кажутся красно-розовыми. Почему? Потому что они покрыты отшлифованными водой и превратившимися в бурую гальку кирпичами от разрушенных в разные эпохи монастырских стен.

Этот монастырь, Спасо-Каменный, — один из древнейших и наиболее значимых на Русском Севере. Ему почти восемь веков. Правда, от того древнего монастыря сегодня уже не осталось ничего, да и от более поздних строений мало что сохранилось… Но обитель возрождается на прежнем месте, и жива память о его многовековой трагической, но в то же время чудесной истории.

1

«Спас камень!»

Почему мы поместили рассказ о Спасо-Каменном монастыре в сухонский сюжет? Потому что его история с Сухоной связана напрямую. Во-первых, река Сухона берет свое начало в Кубенском озере, на котором находится Каменный остров. По словам профессора А. В. Камкина, «Сухона — это начало великого Северного речного пути, ведущего в “земли неведомые”, а потому требующего освящения». Во-вторых, великий русский книжник игумен Паисий (Ярославов) в своем «Сказании о Спасо-Каменном монастыре», написанном в XV веке, свидетельствует, что основатель монастыря основал его по пути как раз на Сухону.

Дело было так…

Летом 1341 года, при великом князе Иване Даниловиче, князь Глеб Василькович, правнук великого князя Всеволода Большое Гнездо, отправился в свою вотчину к городу Устюгу, что стоит на реке Сухоне. Чтобы в Сухону войти, нужно было пересечь Кубенское озеро. И тут, как на грех, разыгралась непогода. Десять дней пришлось князю ждать, пока стихия уймется. Наконец, кажется, разветрилось, и Глеб Василькович вышел на воду. Но затишье оказалось обманчивым — шторм разразился с новой силой, ветер и волны опрокинули и разбили княжеский корабль. Облаченный в тяжелые доспехи Глеб пошел ко дну. Чувствуя погибель, он продолжал молиться и вдруг… под ногами почувствовал твердое дно! «Спас камень!» — якобы мысленно воскликнул князь и по спасению своему дал обет поставить храм в честь праздника, в день которого он так чудесно спасся. А еще на месте своего выхода на сушу устроить монастырь.

Спасо-Каменный монастырь с высоты птичьего полета.
Фото Аллы Фаттаховой/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Этим местом и оказался остров Каменный, к которому 6 августа (по старому стилю, 19 — по новому, то есть в праздник Преображения Господня) 1341 года принесло измученного князя. Остров не был необитаемым: на нем жили двадцать три старца-пустынножителя. Подвизались они в трудах и духовных подвигах, а вот храма у них не было — не из чего было строить, да и язычников местных, живших во множестве вокруг, старцы опасались. Для молитв иноки собирались в единственной на острове часовне.

Князь такому устроению острова подивился и велел поставить на нем деревянную церковь Преображения Господня и кельи для монахов. Церковь на княжеские пожертвования украсили иконами, снабдили книгами и утварью. Тут же устроили и монастырь, который стал называться Спасо-Каменный и процветал под покровительством Белозерских князей.

Есть иная версия начала истории появления на острове христиан. Якобы до прихода князя Глеба на Каменном острове находилось языческое святилище, где жрецы молились у камня. Некий новгородский воевода это святилище разрушил и водрузил на Каменном первый крест. Случилось это еще в начале XI века. Во всяком случае, археологические раскопки на берегах Кубенского озера подтверждают, что первые христиане появились здесь именно в это время.

Тому самому кресту два с половиной столетия молились корабелы-мореходы, чей путь в дальние странствия проходил мимо Каменного острова, или кого бури заставляли пережидать здесь непогоду. Монастырь же складывался рядом с крестом, но как бы сам по себе, имея основной своей целью миссионерство, обращение местных язычников в православную веру.

2

Устав и авторитет

О первых веках жизни Спасо-Каменной обители вплоть до второй половины XIV века практически ничего не известно: во-первых, он был очень удаленным, во-вторых, во множестве пожаров за века сгорели и были утрачены монастырские архивы. Можно предположить, что Спасо-Каменный монастырь являлся духовным маяком для путешественников, которые двигались и от Белого моря — к Уралу, и из Сибири — на запад. Во всяком случае, это был «продвинутый» монастырь: на Руси в те далекие времена еще не было киновий (то есть монашеских общежитий), а насельники Спасо-Каменного уже жили общежитийным уставом.

Во времена Дмитрия Донского игуменом монастыря был Дионисий (позднее — епископ Ростовский), который пришел из Царьграда (то есть Константинополя), а пострижен был на Афоне. Дионисий ввел строгий устав афонских обителей, заложил традиции, которые прославили монастырь и обеспечили ему авторитет на несколько веков. Именно во время игуменства Дионисия в обители приняли пострижение и подвизались будущие основатели северных монастырей — Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский.

Евфимий Сянжемский

В 1447 году обитель посетили великий князь Василий Темный с супругой и детьми. Князь богато пожертвовал монастырю земли, а великая княгиня Мария приписала к Спасо-Каменному монастырь святого Николая Чудотворца на Святой Луке. Этими земельными пожалованиями было положено начало благосостоянию монастыря.

3

Рукописи горят

Немало прославленных монахов было в монастыре, но самый известный своими подвигами — преподобный Иоасаф Каменский. Ему на Каменном острове являлся Сам Спаситель и предрек вечную славу подвигам местных подвижников. В древнерусской житийной литературе описание такого видения встречается редко. После кончины святого в сентябре 1457 года мощи его прославились нетлением и чудесами и стали святыней монастыря.

В сентябре 1476 года во время страшнейшего шторма на острове начался необыкновенной силы пожар. Спасаясь в ладьях от огня, монахи во множестве гибли в водах озера. Пожар уничтожил деревянный Спасо-Преображенский собор и все деревянные строения. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец. На пепелище сын Василия Темного, князь Андрей Меньшой выстроил новый двухэтажный каменный собор — первое каменное сооружение всего Северного края. Кирпич для собора везли из Твери и Старицы. Четыреста пятьдесят лет простоял собор. Много раз переделывался, перестраивался, горел и отстраивался заново. Даже после того опустошительного пожара в монастырской «книгохранительной палате» по переписи 1670 года хранилось 364 книги. Из них только 66 были печатными, остальные — рукописными. Среди древних письменных памятников 6 книг были на пергаменте. Увы, практически все эти сокровища сгорели и пропали в последующих пожарах и разорениях.

Во второй половине XV — начале XVI века монастырь становится одной из цитаделей нестяжательства. Здесь трудятся многие «списатели», то есть переписчики древних книг и составители новых. Среди них — один из наиболее образованных и оригинальных мыслителей XV века, которого один из идеологов нестяжательства Нил Сорский считал своим учителем, игумен Троице-Сергиева монастыря, постриженик Спасо-Каменного монастыря игумен Паисий (Ярославов). До нас дошло его творение — «Сказание о Спасо-Каменном монастыре». «Сказание» известно, по крайней мере, в шестнадцати списках XVI–XVIII веков. Хотя в нем много хронологических неточностей — составитель использовал не только письменные источники, но и устные монастырские предания, и свои воспоминания, — тем не менее этот документ — ценный источник сведений по истории Спасо-Каменного монастыря и всей монастырской истории Вологодского края.

Преподобный Иоасаф Каменский с обителью. Первая половина XVIII века. Вологодский областной краеведческий музей

В 1528 году в этих местах побывал великий князь Василий Иванович с супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь пожаловал монастырю «на церковное сооружение и на трапезу» шестьдесят рублей. Теплую церковь Успения Богородицы на полученные деньги построили уже в царствование сына Василия Ивановича, Ивана Грозного, который родился через четыре года после приезда высокой четы в монастырь. Василий Темный делал щедрые вклады в монастырь утварью и иконами. В частности, пожаловал семейную реликвию великих московских князей — чудотворную икону Спаса Эммануила, которую его деду Дмитрию Донскому привезли из Константинополя, и икону Богоматери Одигитрии. Где сейчас находятся эти драгоценные вклады великого князя, неизвестно.

В 1545 году указом Ивана Грозного монастырские вотчины на три года освободили от государственных и городских пошлин, а позже Грозный прислал в Спасо-Каменный колокол, отлитый в Москве.

4

От пожара до пожара

В 1657 году на Каменном острове произошел второй страшный пожар. Вновь погибли в огне древние храмы и были отстроены каменные. И все же вторая половина XVII века считается временем расцвета обители.

По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. На колокольне было десять колоколов. Великолепный Спасо-Преображенский собор украшало полторы сотни икон с золочеными серебряными окладами, многие — с драгоценными камнями и жемчугом. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом. На острове, кроме настоятеля, жили 93 человека, из них — 27 монахов, остальные — слуги и рабочие. В вотчине монастыря было семь сел, четыре сельца и девяносто восемь деревень. Кроме того, обитель имела в Вологде два подворья, в Тотьме — две соляные варницы.

О степени значимости монастыря свидетельствовало архимандритское настоятельство (то есть настоятель должен был иметь сан архимандрита), которое существовало здесь с 1545 года. В списке привилегированных монастырей XVII века (Вологодской степени) Спасо-Каменный стоял первым.

Фото Yury Saygon/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

Как многие северные монастыри, Спасо-Каменный был местом ссылки и заточения опальных церковных деятелей. Здесь отбывал ссылку один из виднейших деятелей старообрядчества, раскольник Иван Неронов, полоцкий епископ Арсений Шишка, вице-президент Синода Георгий Дашков. За крамольные стихи под надзор настоятеля определили вологодского священника Василия Сиротина.

В июле 1774 года, после третьего страшного пожара, в котором серьезно пострадали древние каменные храмы, сгорели берегоукрепительные сооружения и стоявшие на нем кельи, Святейший Синод предписал «погоревший Спасокаменный третьеклассный монастырь упразднить, а бывших в нем настоятеля и монашествующих, также ризницу и церковную утварь перевесть в Вологодский Святодуховский монастырь, которому и именоваться тем званием, каким упраздненный монастырь в штатах 1764 года напечатан…»

5

Как монастырь-пустынь утопающих спасал

Прошло 36 лет, прежде чем по ходатайству окрестных жителей вышло повеление монастырь восстановить, братию и имущество в него перевести, угодья вернуть, а именовать его Белавинской Спасопреображенской пустынью.

Во время Отечественной войны 1812 года на Каменном острове укрылись от нашествия французов сорок иноков московских монастырей. Три года они прожили здесь и успели за это время немало. Например, перестроили настоятельский и братский корпус, устроили прекрасный иконостас в теплой Успенской церкви.

В 1876 году на острове устроили спасательную станцию. Монахи вместе с матросами помогали терпящим бедствие людям и зимой, и летом, и днем, и ночью. Во время туманов и метелей монастырь сигналил заблудившимся боем специального именного колокола весом около пяти тонн. На крыше братско-настоятельского корпуса установили маяк — мощную керосиновую лампу под специальным стеклянным колпаком. Свет маяка был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую — за 4 версты. Руководил работой станции настоятель — архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах и был награжден за спасение утопающих серебряной медалью и орденом святой Анны 3-й степени.

В обители несколько раз бывал и служил святой Иоанн Кронштадский.

В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и прошению жителей окрестных сел и деревень Синод разрешил перевезти мощи преподобного Иосафа в обитель и вернуть монастырю прежнее имя — Спасо-Каменный.

6

Как монастырь заглох

После революции монастырь постигла участь большинства российских обителей. В 1925 году его закрыли. В конце 30-х годов попытались взорвать Преображенский собор, но стены были настолько плотно и качественно сложены, что взрыв лишь разрушил крышу и верхние стены — нижняя их часть сохранилась. Успенской колокольне повезло больше: ее сохранили как маяк.

С 1945 по 1960 гостиницу, колокольню и погреба — всё, что осталось от монастырских построек — забрал себе рыбзавод. В 1970 году в гостинице вновь приключился пожар, и жизнь в древнем монастыре заглохла окончательно. Каменный остров с кирпичными руинами стал прибежищем рыбаков и туристов, колокольня пришла в аварийное состояние.

7

Как монастырь возрождается

Лишь в 1983 году усилиями неравнодушных людей — архитектора Александра Асафова и хранителя монастыря Александра Плигина — монастырский комплкс включили в проект «Наследие», а с 1991 года начались восстановительные работы. Восстановили колокольню, гостиницу, выстроили часовню во имя Всех вологодских святых.

Фото Валентины Певцовой/© ООО «МИЦ «Известия»

В 2006 году было образовано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» в составе Вологодской епархии. В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

P.S.

Как добраться

Если вы поедете по железной дороге, то доезжайте до станции Сухона, что на железнодорожной ветке на Архангельск и Котлас. Там — райцентр Сокол. От него нужно доехать до города Устье. До Устья также ходят автобусы от Вологды. В Устье доберитесь до причала (от автовокзала до набережной — 15 минут). Там развешано много объявлений — звоните, ищите катер или снегокат. Зимой смельчаки идут по льду, но если нет стопроцентной уверенности в равномерной толщине льда на всем пути, делать этого не стоит. Летом попасть на Каменный остров можно только по воде.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!