Лодки-долблёнки, каркасные лодки, сшитые из бересты, лодки, обтянутые кожей, — реконструкторы XXI века экспериментируют, пытаясь воссоздать суда, на которых выходили в арктические моря поморы. Конструкцию судов, которых было множество видов, восстанавливают по находкам археологов и историческим свидетельствам. Познакомимся с некоторыми поморскими кораблями и лодками поближе.
Среди поморских судов называют еще сойму, шитик, кочмару, лодку-корелу, лодку-двинянку, шебеку, ушкуй, стружок, паузку, стрелебную или понойскую лодку и др.
Дополнение
Кожанки и берестянки
Суда на Севере делали не только из дерева. Люди в древности передвигались по северным морям на каркасных лодках, обтянутых кожей или покрытых берестой — легких, надежных, маневренных. Например, берестяный каюк, предшественник ушкуя, упоминается в Таможенных книгах Московского государства XVII века. Такая лодка активно использовалась на Вычегде, Печоре и Северной Двине, вплоть до Мангазеи. Размеры лодок могли достигать до 12 м в длину, в них можно было погрузить до 2 т груза и экипаж до 8 человек. С кожаными лодками поморы уходили в море на льдинах. Затаскивали их на льдины, делали из них временное жилище, при необходимости быстро спускали на воду для охоты за морским зверем. Реконструкторы воссоздают такие суда и успешно испытывают их на арктических водах.