На юго-востоке Финляндии, в муниципалитете Хейнявеси находится Ново-Валаамский монастырь, по-фински — Ууси-Валамо, основанный насельниками Валаамского монастыря. Временное убежище, созданное монахами-беженцами в 1940 году, со временем преобразилось в центр православной культуры, находящийся на территории Евросоюза.
1
Три монастыря в одной усадьбе
«Его не разрушают, не оскверняют, не взрывают, — писал о Валааме в 30-е годы Иван Шмелев, сравнивая с судьбой монастырей, оставшихся на территории Советской России. — Суровая Финляндия к нему привыкла. Ведь и в прошлом он был в ее границах — природа их объединила. Помню, сорок лет тому, “полицейский надзор” над ним держали те же финны. Валаам чужим им не был; такой же, как и они — суровый, молчаливый, стойкий, крепкий, трудовой, — крестьянский».
Нельзя сказать, что взаимоотношения суровой и молчаливой Финляндии с Валаамским монастырем были безупречны. И все же ему, как и другим обителям (Трифонов Печенгский монастырь, Коневецкий Рождество-Богородичный монастырь, Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь), оставшимся на территории возникшего в 1918 году нового независимого государства, относительно повезло. Проблемы 20-х годов, связанные с требованием Финляндской автономной Православной Церкви перейти на григорианский (то есть современный) календарь и вести службы на финском языке, были урегулированы. Православная Церковь в Финляндии получила статус «национальной Церкви меньшинства».
В 1940 году, в конце Зимней войны, правительство Финляндии выделило грузовики для эвакуации Валаамского монастыря по льду Ладоги. Часть имущества была вывезена на гужевом транспорте обители. В дальнейшем монастырь должен был позаботиться о себе сам.
До лета 1940 года монахи-беженцы находились в Каннонкоски, в Центральной Финляндии. В июне приобрели усадьбу Папинниеме вместе с соседним постоялым двором. На обустройство общины поступили пожертвования от Толстовского фонда в США и от папы Римского.
Усадьбу выбрали не просто так: в ней была обнаружена икона преподобных Сергия и Германа. Два стоявших рядом амбара перестроили в Преображенскую церковь. Для ее обустройства использовали то, что удалось вывезти при эвакуации. Иконы, находившиеся на Старом Валааме в трапезной церкви, здесь использовали для нижнего яруса иконостаса. Для верхнего яруса взяли иконы из праздничного ряда иконостаса Спаса-Преображенского собора, а царские врата — из нижнего храма. В церковь поставили игуменское кресло, изготовленное в 1869 году для игумена Дамаскина. Главной святыней обители стала Валаамская икона Божией Матери.
Позже к монахам с Валаама присоединились общины Печенгского монастыря и Коневецкого монастыря — они привезли Коневскую икону Божией матери.
В 1957 году Ново-Валаамский монастырь перешел в юрисдикцию Финской Православной Церкви. После этого семеро монахов переехали в СССР, в Псковско-Печерский монастырь.
2
Древний звон для новых монахов
Изначально в новой обители жили 175 монахов. Шли годы, их число уменьшалось. В 1981 году скончался архимандрит Симфориан, проживший почти девяносто лет, а в 1984 году — 110-летний монах Акакий (в миру Андрей Кузнецов) из Печенгского монастыря. Уходящие монахи успели подготовить смену из молодых православных финнов, проводящих богослужения на финском языке.
Теперь Новый Валаам — музей-монастырь, культурно-исторический центр. Большинство опустевших монашеских келий переоборудованы под гостиничные номера. Гостей ждут сувенирные киоски, ресторан «Трапеза» — в меню, из уважения к монастырским традициям, доминируют рыбные и овощные блюда. На территории монастыря действует иконная мастерская, свечная фабрика, винный завод — ликеры и вина делают из выращенной здесь смородины.
Монахов Нового Валаама немного — около десятка. О прежней обители напоминают колокола, увезенные с острова. И сам Новый Валаам — религиозно-просветительский центр, бывшее убежище от беды, а ныне — островок Православия в стране Евросоюза.
На заставке фото Алексея Гусева