Онега — один из старейших морских портов России и одна из старейших верфей. Онежские корабелы, судостроители делали кочи и лодьи себе, датчанам, норманам еще в далеком Средневековье. У них заказывали корабли богатые купцы и крупные монастыри. Онежские плотники помогали Петру I строить российский флот… А как сложилась судьба Онеги в наше время? Проследим путь значимого для нашей истории поморского поселения с древности до наших дней.
1
Новгородский «погост на море»
С незапамятных времен люди селились в устье реки Онеги. Когда-то эти края были заселены угро-финскими племенами — «чудью белоглазой». Потом сюда пришли новгородцы, о чем уже в 1137 году упоминает устав новгородского князя Святослава Олеговича. Новгородцев сюда привлекли прежде всего пушнина, воск и отборный строевой лес. Место «застолбили» на новгородских картах XII–XIII веков как «Погост на море».
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/pogost-na-more.jpg)
Конечно, новгородцы на своих кочах, ушкуях с самого начала выходили из Онеги в Белое море и «Погост на море», не являясь еще формально портом, фактически уже был таковым за много веков до своего официального основания. Новгородцы первыми стали строить вблизи Онеги городки и заводить пристани, к которым задолго до открытия Архангельского порта приезжали иностранцы — датские и норвежские морские ватаги.
2
Екатерининский уездный «Онег»
Город здесь законно появился в 1780 году: императрица Екатерина II своим особым царским указом провозгласила поселение Усть-Онега городом Онег. Усеченное название на ухо местным жителям не легло, и через некоторое время они возвратили искусственное слово к привычному Онега.
В 1784 году город Онега стал уездным центром и был причислен к Архангельской губернии. В этом же 1784 году появился первый генеральный план застройки Онеги за собственноручной подписью императрицы: «Быть по сему». План, в соответствии с модными тенденциями XVIII века, предполагал широкие прямые улицы, проспекты и поквартальную застройку, но полностью реализован так и не был.
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/ukaz-onega.jpg)
3
Колыбель флота
Онежское судостроение процветало по речным берегам издревле вплоть до 70-х годов XIX века. Онегу даже называли «колыбелью исконно русского торгового флота». Здесь строили суда для архангельских, каргопольских и холмогорских купцов. Постоянными заказчиками онежских корабельщиков были северные монастыри и в первую очередь Соловецкий. Наиболее древними поморскими судами считаются кочмара, коч, лодья, раньшина, шняка, карбас. Это одно- или двухмачтовые суда, оснащенные веслами, обладающие большой грузоподъемностью, небольшой осадкой и устойчивостью на волне.
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/00007172-1024x727.jpg)
Молодой и энергичный Петр I, задумав создать военный флот для выхода к Черному и Балтийскому морям, именно в Онегу направил своего друга и любимца Сильвестра Иевлева, чтобы тот нанял корабельных дел мастеров. Именно онежские плотники на Переяславской верфи построили первый российский флот, состоявший из двух кораблей, двух фрегатов, пяти яхт и одной галеры, не считая мелких лодок и карбасов. Гордостью царя был 30-пушечный фрегат «Марс». Документы свидетельствуют, что 75 % плотников, строивших эти корабли, были онежане.
4
Онежский лес — экспортный вариант
Расцвет судостроения на Онеге в XVIII веке связывают с приходом сюда крупных лесопромышленников — сначала графа Шувалова, а позже английского купца Вильяма Гома (на русский манер звавшегося Василием Васильевичем). Они построили в устье рек Анда и Поньга, которые впадают в Онегу, первые в России лесозаводы с водяными приводами. Продукция этих заводов шла в первую очередь на экспорт — в Европу. Для отправки за море лес нужно было сначала до моря доставить. Каким образом? Сплавить по рекам. По берегам Онеги с незапамятных времен устраивались плотбища — места вязки бревен в плоты и пристани плотов для лесосплава. На этих плотбищах строили суда для архангельских, каргопольских и холмогорских купцов, а также для крупных северных монастырей — Соловецкого, Николо-Карельского, Михаила-Архангельского, Пертоминского.
С основанием лесозаводов Шувалова и Гома необходимость устройства порта в здешних землях и водах стала очевидной. Несколько раз производились изыскательские работы. Проводить суда в город предполагали по двум фарватерам, расположенным по обе стороны от Кий-острова. Наносы реки постоянно изменяли фарватеры, и подходы к городу были очень мелководны, поэтому, как пишет исторический путеводитель «Старая Онега», во времена английского лесопромышленника Гома контора лесного торга разместилась на острове Кий, на мысу которого под названием Рожок и на Крестовом острове до сих пор сохранились вбитые в скалы большие металлические кольца, предназначенные для швартовки плоскодонных грузовых барж. С 1764 года там же находилась таможенная застава, а с 1781 года — таможня.
5
Верфи Вильяма Гома
В 1762 году Гом построил на левой стороне реки Онеги две верфи — на реке Поньге и в Подпорожье. Была у англичанина верфь и в самом городе Онеге. Здесь строили не только дощатые поморские лодки и баржи, но и двух-трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Например, уже через год после создания верфей, летом 1763 года, со стапелей спустили судна «Вильям» и «Поньга». На верфи в Подпорожье построили суда «Лондон», «Граф фон Норден», «Гренок», «Святой Иоанн». В 1768 году было создано специальное судно «Кочмара» для экспедиции Ф. В. Розмыслова на Новую Землю.
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/i_028.png)
За семь лет на верфях Гома построили 24 морских корабля для перевозки за границу лесных грузов. Эти корабли с удовольствием покупали заграничные купцы. В то же время иностранные купцы сами ежегодно присылали в Онегу за лесными товарами свои корабли — с 1762 по 1768 год в Усть-Онежскую волость заплывал 251 иностранный корабль. Товары перегружали на рейде возле острова Кий. Лесной товар из Онеги доставляли на Кий-остров на дощатых плоскодонных баржах, так называемых «романовках». Дождавшись тихой погоды и отсутствия волнения на море, лес перегружали на морские корабли прямо на воде вблизи острова. Позже было несколько проектов обустройства гавани в устье реки Онеги, но ранние попытки углубить дно фарватера оказались безуспешными.
6
Морской порт: что сейчас
Онежский морской порт был открыт в 1781 году и до начала ХХ века считался одним из крупных портов северо-запада России. Находится он в семи километрах от устья Онеги.
В 1909 году парусный флот Онеги состоял из 66 судов средним водоизмещением около 50 тонн. Позже на онежских стапелях стали строить моторные катера и небольшие буксирные пароходы. Флот базировался не только в Онеге, но и в ближайших поморских селах.
А в 1923 году, когда была организована концессия «Руснорвеголес», в городе выстроили еще одну пристань «Северолеса». Но к этому времени кораблестроение переместилось уже в крупные промышленные центры — на Онежских корабельных верфях суда уже почти перестали делать. Онежский порт оказался неудобным, слишком мелководным. Кроме того, после революции советская власть репрессировала бóльшую часть частных судовладельцев и кораблестроителей, а оставшихся обложила такими непосильными контрибуциями, что их суда просто стояли на приколе и гнили. Судьба многих морских кораблей, строительство которых было начато накануне революции, тоже оказалась печальной: работы были остановлены, суда так и не достроили.
В советские годы дно реки углубили, построили морской подходный канал, чтобы большие суда во время приливов при полной воде смогли, наконец, подходить для погрузки непосредственно к причалам лесозаводов. Кроме того, в порту выстроили причалы, радиостанцию и портовые сооружения. В 1980 году в Онегу каждый год приходило больше 300 судов, в 2010 году уже, увы, только 40.
Современный Онежский порт способен обрабатывать ежегодно около 500 тысяч тонн грузов или принимать и обслуживать 250–270 судов. Но фактически кораблей сюда приходит немного, отток населения из города большой и ситуация не самая радужная. Основу грузооборота по-прежнему составляют лес и пиломатериалы. Древесину сплавляют по Онеге из Каргопольского, Плесецкого и Онежского районов. Переработанный лес отправляют за границу и на внутренний рынок. Корабли здесь загружают не больше чем наполовину, после чего они идут на догрузку в Архангельск. Порт доступен для судов с мая до начала ноября. Тем не менее в бассейне Белого моря Онежский морской порт считается вторым по значению после Архангельска.