Онега: почему Петр I искал корабелов именно здесь и другие факты о легендарном русском порте

Онега — один из старейших морских портов России и одна из старейших верфей. Онежские корабелы, судостроители делали кочи и лодьи себе, датчанам, норманам еще в далеком Средневековье. У них заказывали корабли богатые купцы и крупные монастыри. Онежские плотники помогали Петру I строить российский флот… А как сложилась судьба Онеги в наше время? Проследим путь значимого для нашей истории поморского поселения с древности до наших дней.

1

Новгородский «погост на море»

С незапамятных времен люди селились в устье реки Онеги. Когда-то эти края были заселены угро-финскими племенами — «чудью белоглазой». Потом сюда пришли новгородцы, о чем уже в 1137 году упоминает устав новгородского князя Святослава Олеговича. Новгородцев сюда привлекли прежде всего пушнина, воск и отборный строевой лес. Место «застолбили» на новгородских картах XII–XIII веков как «Погост на море».

Конечно, новгородцы на своих кочах, ушкуях с самого начала выходили из Онеги в Белое море и «Погост на море», не являясь еще формально портом, фактически уже был таковым за много веков до своего официального основания. Новгородцы первыми стали строить вблизи Онеги городки и заводить пристани, к которым задолго до открытия Архангельского порта приезжали иностранцы — датские и норвежские морские ватаги.

2

Екатерининский уездный «Онег»

Город здесь законно появился в 1780 году: императрица Екатерина II своим особым царским указом провозгласила поселение Усть-Онега городом Онег. Усеченное название на ухо местным жителям не легло, и через некоторое время они возвратили искусственное слово к привычному Онега.

В 1784 году город Онега стал уездным центром и был причислен к Архангельской губернии. В этом же 1784 году появился первый генеральный план застройки Онеги за собственноручной подписью императрицы: «Быть по сему». План, в соответствии с модными тенденциями XVIII века, предполагал широкие прямые улицы, проспекты и поквартальную застройку, но полностью реализован так и не был.

Указ об учреждении города Онеги

3

Колыбель флота

Онежское судостроение процветало по речным берегам издревле вплоть до 70-х годов XIX века. Онегу даже называли «колыбелью исконно русского торгового флота». Здесь строили суда для архангельских, каргопольских и холмогорских купцов. Постоянными заказчиками онежских корабельщиков были северные монастыри и в первую очередь Соловецкий. Наиболее древними поморскими судами считаются кочмара, коч, лодья, раньшина, шняка, карбас. Это одно- или двухмачтовые суда, оснащенные веслами, обладающие большой грузоподъемностью, небольшой осадкой и устойчивостью на волне.

Кочмара. Реконструкция В. Старкова

Молодой и энергичный Петр I, задумав создать военный флот для выхода к Черному и Балтийскому морям, именно в Онегу направил своего друга и любимца Сильвестра Иевлева, чтобы тот нанял корабельных дел мастеров. Именно онежские плотники на Переяславской верфи построили первый российский флот, состоявший из двух кораблей, двух фрегатов, пяти яхт и одной галеры, не считая мелких лодок и карбасов. Гордостью царя был 30-пушечный фрегат «Марс». Документы свидетельствуют, что 75 % плотников, строивших эти корабли, были онежане.

4

Онежский лес — экспортный вариант

Расцвет судостроения на Онеге в XVIII веке связывают с приходом сюда крупных лесопромышленников — сначала графа Шувалова, а позже английского купца Вильяма Гома (на русский манер звавшегося Василием Васильевичем). Они построили в устье рек Анда и Поньга, которые впадают в Онегу, первые в России лесозаводы с водяными приводами. Продукция этих заводов шла в первую очередь на экспорт — в Европу. Для отправки за море лес нужно было сначала до моря доставить. Каким образом? Сплавить по рекам. По берегам Онеги с незапамятных времен устраивались плотбища — места вязки бревен в плоты и пристани плотов для лесосплава. На этих плотбищах строили суда для архангельских, каргопольских и холмогорских купцов, а также для крупных северных монастырей — Соловецкого, Николо-Карельского, Михаила-Архангельского, Пертоминского.

С основанием лесозаводов Шувалова и Гома необходимость устройства порта в здешних землях и водах стала очевидной. Несколько раз производились изыскательские работы. Проводить суда в город предполагали по двум фарватерам, расположенным по обе стороны от Кий-острова. Наносы реки постоянно изменяли фарватеры, и подходы к городу были очень мелководны, поэтому, как пишет исторический путеводитель «Старая Онега», во времена английского лесопромышленника Гома контора лесного торга разместилась на острове Кий, на мысу которого под названием Рожок и на Крестовом острове до сих пор сохранились вбитые в скалы большие металлические кольца, предназначенные для швартовки плоскодонных грузовых барж. С 1764 года там же находилась таможенная застава, а с 1781 года — таможня.

5

Верфи Вильяма Гома

В 1762 году Гом построил на левой стороне реки Онеги две верфи — на реке Поньге и в Подпорожье. Была у англичанина верфь и в самом городе Онеге. Здесь строили не только дощатые поморские лодки и баржи, но и двух-трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Например, уже через год после создания верфей, летом 1763 года, со стапелей спустили судна «Вильям» и «Поньга». На верфи в Подпорожье построили суда «Лондон», «Граф фон Норден», «Гренок», «Святой Иоанн». В 1768 году было создано специальное судно «Кочмара» для экспедиции Ф. В. Розмыслова на Новую Землю.

Маршрут экспедиции Ф. В. Розмыслова

За семь лет на верфях Гома построили 24 морских корабля для перевозки за границу лесных грузов. Эти корабли с удовольствием покупали заграничные купцы. В то же время иностранные купцы сами ежегодно присылали в Онегу за лесными товарами свои корабли — с 1762 по 1768 год в Усть-Онежскую волость заплывал 251 иностранный корабль. Товары перегружали на рейде возле острова Кий. Лесной товар из Онеги доставляли на Кий-остров на дощатых плоскодонных баржах, так называемых «романовках». Дождавшись тихой погоды и отсутствия волнения на море, лес перегружали на морские корабли прямо на воде вблизи острова. Позже было несколько проектов обустройства гавани в устье реки Онеги, но ранние попытки углубить дно фарватера оказались безуспешными.

6

Морской порт: что сейчас

Онежский морской порт был открыт в 1781 году и до начала ХХ века считался одним из крупных портов северо-запада России. Находится он в семи километрах от устья Онеги.

В 1909 году парусный флот Онеги состоял из 66 судов средним водоизмещением около 50 тонн. Позже на онежских стапелях стали строить моторные катера и небольшие буксирные пароходы. Флот базировался не только в Онеге, но и в ближайших поморских селах.

А в 1923 году, когда была организована концессия «Руснорвеголес», в городе выстроили еще одну пристань «Северолеса». Но к этому времени кораблестроение переместилось уже в крупные промышленные центры — на Онежских корабельных верфях суда уже почти перестали делать. Онежский порт оказался неудобным, слишком мелководным. Кроме того, после революции советская власть репрессировала бóльшую часть частных судовладельцев и кораблестроителей, а оставшихся обложила такими непосильными контрибуциями, что их суда просто стояли на приколе и гнили. Судьба многих морских кораблей, строительство которых было начато накануне революции, тоже оказалась печальной: работы были остановлены, суда так и не достроили.

В советские годы дно реки углубили, построили морской подходный канал, чтобы большие суда во время приливов при полной воде смогли, наконец, подходить для погрузки непосредственно к причалам лесозаводов. Кроме того, в порту выстроили причалы, радиостанцию и портовые сооружения. В 1980 году в Онегу каждый год приходило больше 300 судов, в 2010 году уже, увы, только 40.

Современный Онежский порт способен обрабатывать ежегодно около 500 тысяч тонн грузов или принимать и обслуживать 250–270 судов. Но фактически кораблей сюда приходит немного, отток населения из города большой и ситуация не самая радужная. Основу грузооборота по-прежнему составляют лес и пиломатериалы. Древесину сплавляют по Онеге из Каргопольского, Плесецкого и Онежского районов. Переработанный лес отправляют за границу и на внутренний рынок. Корабли здесь загружают не больше чем наполовину, после чего они идут на догрузку в Архангельск. Порт доступен для судов с мая до начала ноября. Тем не менее в бассейне Белого моря Онежский морской порт считается вторым по значению после Архангельска.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!