В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил вовсвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.
1
Кроткий постник или коварный разбойник
Трудно переоценить заслуги Трифона Печенгского в просветительской деятельности северных народов. Неслучайно преподобного называют «апостолом лопарей». Но если монашеский период его жития, полный благочестивых подвигов, не вызывает сомнений, то сведения о мирской жизни Трифона разнятся.
Классическое «Житие преподобного Трифона Печенгского», написанное соловецким монахом Сергием Шелониным, гласит, что поповский сын из Торжка по имени Митрофан, будущий «апостол лопарей», с ранних лет был «изряден постник, кроток, милостив».
Но современник святого, голландский купец Симон ван Салинген в своем «Сообщении о земле Лопии» утверждает со слов самого Трифона, что до принятия монашества тот слыл «грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел».
Несмотря на критику версии о «разбойничьем» прошлом, она все же имеет право на существование, о чем подробно свидетельствует исследовательский труд «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления», написанный в 2003 году монахом Митрофаном (Баданиным) (ныне митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан).
2
Миссия и рейдерский захват
В то же время никто не отрицает, что Митрофан, посвятив себя Богу, отправился с евангельской проповедью к язычникам-лопарям на Кольский полуостров. В 1519 году он повстречал там благочестивого просветителя северных язычников преподобного Феодорита Кольского и стал его духовным сыном и учеником. Еще через пять лет совместных трудов наставник благословил Митрофана на миссионерство, отправив его «на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский».
Долгая жизнь Митрофана среди местных саамов (русские называли их лопарями) сопровождалась постоянными угрозами и нападками со стороны шаманов-нойдов, которым, разумеется, не нравилось, что он обращает их соплеменников в христианство.
Несмотря на эти угрозы, число новообращенных аборигенов росло, и в 1533 году Митрофан построил для них первую церковь на реке Печенге по благословению святителя Макария Новгородского. В этом же храме, который освятили в честь Святой Троицы, Митрофан принял монашеский постриг под новым именем Трифон. Со временем здесь образовался первый в Лапландии монастырь, где селились новокрещеные лопари, окормляемые благочестивым Трифоном.
Но в конце 1540-х на Печенгу явились беглые иноки из Свято-Троицкого Усть-Кольского монастыря, недовольные суровым уставом преподобного Феодорита Кольского. Они изгнали Трифона из его родной обители, угрожая ему смертью. Тот был вынужден восемь лет скитаться по Русскому Северу, собирая милостыню для своей обители. А тем временем в его отсутствие захватчики перенесли монастырь в устье Печенги, где им было проще вести хозяйство и заниматься промыслами и торговлей.
3
Расцвет монастыря
В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.
Вернувшись после восьмилетнего скитания в новую обитель с грамотой от царя, Трифон нашел в себе силы и возможности усмирить непокорную братию, чтобы вместе исполнить царский наказ. Ведь им всем предстояло решить непростую задачу государственной важности: создать из монастыря северный форпост Русской державы на Кольском полуострове. И это у них получилось.
С тех пор начался бурный расцвет обители Трифона Печенгского: хозяйство крепло, территория увеличивалась и росло его просветительское влияние на Русском Севере. К 1580-м годам Свято-Троицкий Печенгский монастырь обзавелся крупнейшими в регионе морскими и охотничьими промыслами, судостроительными верфями, соляными варницами, скотными дворами и прочим хозяйством.
4
Печенгские мученики
Трифон Печенгский умер в декабре 1583 года, оставив братии грозное пророчество о страшном разорении обители. Оно сбылось через шесть с лишним лет. В 1590 году вооруженные финны, подданные шведского короля, дотла сожгли монастырь и жестоко убили почти всех его обитателей, не пощадив вместе с ними и окрестных жителей. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием», была прославлена в лике преподобномучеников. Всего их было 116 человек.
Уцелевшие иноки поселились в Кольском остроге при Благовещенской церкви. После пожара 1619 года братия перебралась на другое место — за реку Колу, где обитель просуществовала до 1765 года, пока не была упразднена в силу указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель.
5
Второе рождение
В 1883 году исполнилось 300 лет со дня кончины преподобного Трифона Печенгского, и по случаю круглой даты в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о возрождении Свято-Троицкого монастыря — в устье Печенги, на месте мученической кончины монастырской братии. Обитель вскоре действительно восстановили.
В XX веке обитель спаслась от большевистского погрома благодаря тому, что Печенгская волость в 1920-м отошла под юрисдикцию Финляндии. В 1944 году монастырь заняли войска вермахта, изгнали оттуда насельников и создали там опорный пункт. Осенью того же года в результате ожесточенных боев во время Петсамо-Киркенесской операции, проведенной советской армией против немецких захватчиков, древняя обитель была полностью разрушена. В результате сражений Печенгская волость присоединилась к СССР.
В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон. На сегодняшний день восстановлен комплекс деревянных монастырских зданий во главе со Свято-Троицким собором, где с 2012 года монахи регулярно совершают богослужения. Ежегодно в обитель съезжаются тысячи паломников со всего мира, чтобы поклониться иконе преподобного Трифона Печенгского с частицей его мощей.
Адрес: Мурманская область, Печенгский район, н/п Луостари, Трифонов Печенгский монастырь.
Проезд общественным транспортом: От Мурманского железнодорожного вокзала на автобусах Мурманск-Никель или Мурманск–Заполярный доехать да поворота на поселок Луостари, остановка «31й километр», далее полтора километра пешком или на попутном транспорте в сторону поселка Луостари. Гостиница отсутствует, поэтому вопрос проживания и питания гостям необходимо решать самостоятельно.
На заставке Трифонов Печенгский монастырь. Фотография начала XX века. Из материала «Острова Архимандрита Мелетия» М. Осипенко, И. Малахова. Альманах «Соловецкое море» № 11 2012