Похоронен ли шведский король на Валааме?

Испокон веков военные походы шведских викингов на Русь через Приладожье сопровождались разорением и убийством местных жителей. С тех пор как в Х веке (согласно одной из версий) остров Валаам приютил первых русских монахов, соседство с беспокойными норманнами стало для них серьезным испытанием на долгие столетия.

1

Как шведский король стал валаамским схимником

Согласно старинному монастырскому преданию, в 70-х годах XIV века очередная сокрушительная буря на Ладожском озере не пощадила целую шведскую флотилию. Шторм выбросил на каменистый берег Валаамского острова единственного выжившего человека. Его нашли русские монахи Спасо-Преображенского монастыря.

Кораблекрушение и спасение монахами. Лицевой летописный свод

Каково же было их изумление, когда спасшийся чужеземец представился шведским королем Магнусом II Смеком. Свидетельство игумена Валаамского монастыря Назария, данное в 1791 году графу А.И. Мусину-Пушкину, гласит: «Объявляем Вам, что погребен в 1374 году Шведский король именем Магнуш, во святом крещении Григорий. Жития его было в сей обители в живых 3 дня. При сем по желанию ево пострижли в схиму, таким образом и скончал жизнь свою». Все эти события увековечены на каменной надгробной плите его могилы, фрагмент которой сохранился до наших дней. Сама могила утеряна.

Кроме того, валаамское предание о духовном преображении шведского монарха подтверждено его рукописным завещанием, зафиксированным в одной из летописей новгородского происхождения. Начинается оно следующими словами: «Се аз Магнуш король Свейский нареченный в святом крещении Григорием отходя сего свету пишу рукописание при своем животе а приказываю своим детям и своей братии и всей земле Свейской: не поступайте на Русь на крестном целовании занеже нам не пособляется…»

Впрочем, историки сомневаются в подлинности этого «рукописания», поскольку не все указанные там сведения с точки зрения современной науки соответствуют действительности. К тому же, согласно самой распространенной версии, король Магнус погиб в Норвегии, хотя другие источники позволяют считать местом его смерти Швецию, а третьи — Финляндию. В любом случае, нигде, кроме Валаама, могилы шведского монарха не было найдено.

Могила схимонаха Григория (шведского короля Магнуса) на Валааме. Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов).

Впрочем, даже если Магнус-Григорий на самом деле завещал землякам оставить Русь в покое, потомки его не услышали. Для наших скандинавских соседей богатый русский монастырь вблизи границ — с изысканным убранством храмов и крепким хозяйством — всегда был легким и желанным объектом для наживы.

2

От торговли к войне

Один из первых масштабных походов шведов на Новгородчину состоялся в 997 году, когда они разорили город Ладогу. Затем нападение повторилось в 1015-м. Недолгий мир воцарился после свадьбы князя Ярослава Мудрого и дочери шведского короля Ингигерд в 1019 году.

Согласно одной из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, уже в те времена на острове Валаам располагался Троицкий монастырь (современные историки, впрочем, в этом сомневаются). Поэтому не исключено, что и первые валаамские монахи в полной мере испытали на себе агрессию северных соседей. Однако, согласно тому же источнику, самое раннее нападение норманнов на Валаам случилось в 1164 году, когда остатки шведских полчищ, разгромленные новгородцами, возвращались домой после своего похода на Русь.

Как раз за год до этого, летом 1163 года, в жизни братии совершилось знаменательное событие — обретение святых мощей преподобных Сергия и Германа, основателей и небесных заступников Валаамской обители. Ожидая неприятельского нашествия, монахи заранее перенесла святыню в Новгород, чтобы сохранить ее от поругания. И не напрасно — шведы разграбили монастырь и сожгли его дотла.

Обратно на Валаам святые мощи преподобных Сергия и Германа возвратились 11 сентября 1182 года, и это событие празднуется до сих пор. Предчувствуя, что шведские вторжения будут продолжаться, монахи решили уберечь святыню от осквернения. Мощи были спрятаны в глубокой могиле, высеченной в скале. А новый каменный храм, построенный на месте сожженного Троицкого, монахи освятили в честь Преображения Господня.

Справедливо заметить, что наши предки также регулярно «навещали» шведские владения в течение всего XII столетия. Так, в 1187 году новгородцы опустошили город Сигтуну, откуда были похищены городские ворота. Спустя время этот военный трофей появился в новгородском Софийском соборе.

3

Кровь мучеников

С тех пор вплоть до Северной войны русско-шведские военные конфликты случались в среднем два раза в столетие. Неприятель не только пытался воплотить в жизнь свою вековую мечту — откусить кусок новгородских земель, но католики-норманны горели еще и духовной миссией, стремясь обратить в латинскую веру неверных «схизматиков», к коим они причисляли всех православных. В XIII–XIV веках крестовые походы шведов на Русь непременно благословлялись Папой Римским.

В этот период монастырская летопись свидетельствует только об одном факте присутствия норманнов на Ладожском озере — речь идет об упомянутом походе короля Магнуса II Смека в 1371 году.

Очередная трагическая дата в истории Спасо-Преображенской обители зафиксирована уже в эпоху Ливонской войны, частью которой был конфликт с шведами. 20 февраля 1578 года от мечей неприятеля мученическую смерть приняли 19 чернецов и 14 послушников. Все имена этих христиан, претерпевших страдания, но сохранивших веру, увековечены в монастырском помяннике (помянник, иначе называемый синодик, — книга или тетрадь с записями имен для молитвенного поминовения).

Через три года после разорения Валаам постигло новое испытание: на остров пришла эпидемия чумы, которая унесла жизни 87 чернецов и 47 послушников. Война с северными соседями в это время на Руси не утихала. Неприятель вновь напал на монастырь в 1581 году и в буквальном смысле сровнял его с землей. Валаамская братия вынуждена была поодиночке скрываться в лесных скитах, а часть монахов бежала в Антониев Дымский монастырь, расположенный на материке, неподалеку от Тихвина (это примерно 250 километров от Валаама).

Федор Иоаннович

Тяжелые времена для северных иноков ненадолго улучшились в мае 1595 года, когда Русь заключила со шведами мир. Боярин Борис Годунов бил челом царю и великому князю Феодору Иоанновичу и поведал ему «про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось разоренье от свейских людей их монастырю». В ответ на это государь не пожалел средств из казны для полного восстановления Валаамской обители.

4

Под властью иноверцев

С тех пор обитель с каждым годом росла и крепла. Однако, как только в 1610 году распался русско-шведский союз в войне с Речью Посполитой, северные соседи вновь направили свои мечи и копья против Руси, обескровленной смутой.

Наученный печальным опытом своих предшественников, настоятель Валаамской обители игумен Макарий благословил срочно вывезти иконы, церковную утварь и казну на временное хранение в новгородские обители. Самим инокам пришлось выбирать: бежать с острова в безопасные места, либо принять страдания и смерть в стенах родной обители. Большинство братии, включая игумена Макария, остались на острове.

Якоб Понтуссон Делагарди

В 1611-м шведские войска, возглавляемые полководцем Якобом Понтуссоном Делагарди, высадились на остров и, под стать своим предкам, дотла сожгли Спасо-Преображенский монастырь. Большинство иноков мужественно приняли мученическую смерть от рук неприятеля. Как оказалось, в этот раз потомки викингов не собирались покидать Валаам. Они решили пустить здесь корни — и на месте святой обители стали обустраивать себе жилища. Столбовской мирный договор 1617 года, подтверждавший права шведов на Ингерманландию и Карелию, утвердил их в этом намерении.

Одно из монастырских преданий гласит, что однажды до захватчиков дошла молва о спрятанных в глубокой могиле мощах основателей Валаамской обители преподобных отцов Сергия и Германа. Когда чужеземцы вознамерились откопать святыню, чтобы публично ее осквернить, их поразил тяжелый недуг. Страх богохульников был настолько велик, что они уверовали в Бога, стали почитать мощи праведников и даже построили над их могилой часовню.

Во власти шведов остров Валаам пробыл сто с лишним лет, а под российскую корону вернулся во время победоносной для Петра I Северной войны. Еще за несколько лет до заключения Ништадтского мира архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх представил царю доклад о восстановлении Валаамского монастыря на отвоеванных территориях. В ответ на это Петр I издал указ 1715 года о возрождении Спасо-Преображенской обители, что в последующие годы благополучно свершилось.

По Ништадтскому миру 1721 года Россия обеспечила себе выход к Балтике и вернула северо-западные земли, включая часть Карелии вокруг Ладожского озера. С тех пор Швеция навсегда утратила статус влиятельной и могущественной империи, превратившись в небольшое государство на периферии Европы. Несмотря на последующие три русско-шведские войны в XVIII и начале XIX века, северные соседи остров Валаам больше не тревожили.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!