Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в 260 километрах к северо-западу от Санкт-Петербурга и в 21 километре от районного центра Лодейное Поле, за рекой Свирь, в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Монастырь основан в конце XV века великим русским святым, преподобным Александром, прозванным по месту, где подвизался, Свирским.
1
Путь на Свирь
В 1448 году в крестьянской семье в селе Мандера на реке Ояти в приладожских лесах родился мальчик, получивший имя Амос. Когда мальчик вырос, его родители, благочестивые Стефан и Васса, хотели женить сына, но юноша, с ранних лет мечтавший стать монахом, покинул родительский дом и ушел на Валаам. В монашестве принял имя Александр. Долгих семь лет он жил там в крошечной пещере, молился и трудился, затем ушел в отшельничество в глухие леса на реку Свирь. Жил там, питаясь кореньями, грибами и ягодами, много молился.
Пустынь его обнаружили охотники. Один из них, Андрей Завалишин, стал его духовным чадом, а позже и сам прославился святой жизнью. К монаху Александру стали стекаться люди, искавшие спасения. Строили кельи, селились рядом, сообща работали и молились.
2
Явление Святой Троицы иноку Александру
У реки Свирь смиренному монаху Александру, по преданию, явилась Святая Троица. Как рассказывает его житие, в 1507 году во время ночного бдения в своей келье преподобный увидел в неземном свете трех мужей, облаченных в белые одежды. Они повелели ему построить церковь и основать обитель. Инок спросил, как назвать храм, и в ответ услышал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе».
На месте явления Святой Троицы Александр Свирский возвел деревянную часовню. С нее началась обитель, ставшая потом Свято-Троицким Александро-Свирским мужским монастырем. Когда был построен Троицкий собор, монахи после долгих уговоров убедили Александра стать игуменом новой обители.
3
Наставник, игумен, целитель
Александр Свирский был не только смиренным тружеником, молитвенником, основателем и настоятелем великого и важного для страны монастыря, но и миссионером, духовным учителем, просветителем, собравшим вокруг себя многочисленную братию, из которой потом вышли основатели других монастырей. Благодаря строгому подвижническому образу жизни основателя монастыря, православная вера укрепилась во всем приладожском крае.
Иван Грозный приезжал в Александро-Свирский монастырь просить молитвенной помощи у мощей преподобного перед взятием Казани. Одержав победу, Иоанн Васильевич объявил Александра Свирского великим чудотворцем всея Руси.
Преподобный прожил долгую жизнь и скончался в 1533 году в возрасте 86 лет. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, которые сразу начались на могиле игумена. Всего через 14 лет после его кончины, что по меркам Церкви — ничтожный срок, Александр Свирский был причислен к лику святых, настолько очевидна была святость этого человека.
4
Первое обретение мощей
В 1641 году в монастыре началось строительство церкви. Монахи обнаружили гроб со сгнившими досками. Вскрыв его, братия во главе с тогдашним игуменом Авраамием ощутила благоухание как от святого мира и обнаружила нетленные останки своего небесного покровителя. В описании святыни указано, что спустя более ста лет после кончины преподобный выглядел как заснувший живой челоек. Лицо его сравнили с иконами, написанными людьми, лично знавшими преподобного при жизни, — схожесть была удивительной! Мощи святого, размещенные открыто в монастырском храме, обильно мироточили. К ним скоро потянулись паломники. Многие получили чудесное исцеление у мощей.
5
Устройство монастыря
Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений, расстояние между которыми около 200 метров: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектуры XVI–XIX веков. Большая часть строений хорошо сохранилась, но нуждается в реставрации.
Древнейшее строение — каменная церковь Покрова Божией Матери с трапезной и звонницей, выполненная в новгородском стиле. Ее построил сам преподобный Александр в 1533 году. Деньги на строительство пожертвовал государь Василий III. В 1644 году был возведен каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского. На месте каменного собора Живоначальной Троицы (1791) прежде была деревянная церковь, построенная основателем монастыря и освященная в 1509 году. В монастыре есть также церковь святых пророков Захарии и Елизаветы (1685), церковь Иоанна Дамаскина (1718), каменная часовня Святой Троицы, возведенная на месте, где, по преданию, Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.
6
Культурный и духовный центр Северо-Запада
Монастырские постройки и храмы возводились на пожертвования состоятельных и знатных вкладчиков — купцов, дворян, родовитых бояр, великих князей и царей. Имена их и размеры пожертвований зафиксированы в монастырских «Переписных книгах». 500-летний монастырский архив, на счастье, сохранился и находится сейчас в Национальной публичной библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.
Влиятельный, крупный, богатый монастырь в XIX веке называли «Северной лаврой». За пять веков в его истории были и расцветы, и упадок, он пережил пожары и войны, разрабления и возрождения… В некоторые годы после разграблений и разорения в стенах обители оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, но, благодаря упорному труду и усиленным молитвам братии, он восстанавливался. Александро-Свирскому монастырю подчинялось 27 монастырей и пустыней, расположенных в окрестных землях.
Обитель славилась не только строгим уставом, установленным основателем. Здесь были богатейшее книгохранилище, в котором сохранялись древние свитки, рукописи и книги, богатая ризница, своя пристань, водяная мельница лесопильный и кирпичный заводы и даже судно, на котором была построена церковь.
В Лодейном Поле у монастыря было свое подворье. На иконах в восьми храмах сияли дорогие оклады, монахи трудились в иконописной, резной, столярной и других мастерских, занимались хлебопашеством, сенокосами, огородами, скотоводством, лесом.
В монастыре была архиепископская кафедра, действовала семинария. Это был важнейший культурный и духовный центр Северо-Запада.
7
Разорение после революции
После революции 1917 года большевики несколько раз приезжали в Александро-Свирский монастырь, изымали церковные ценности и хлебные запасы, уводили скот, описывали имущество. Монастырскую казну и земли реквизировали. Помещения монастыря заняли для постоя красноармейцев, под приют, под сельскохозяйственную школу.
6 января 1918 года, когда советская власть держалась на волоске и к Петрограду подступали немцы, большевики, установившие на севере страны свое правление, отправили в обитель отряд чекистов. Он получил приказ уничтожить тело захороненного там преподобного Александра Свирского. Захоронение предполагалось вскрыть, кости вытряхнуть, продемонстрировав тем самым народу, что останки святых ничего ценного собой не представляют и никакой святыней не являются. А нетленность мощей святого — всего лишь миф церковников-обманщиков. В марте 1918 года разъяренная толпа избила представителей уездного исполкома, в очередной раз отправленных в монастырь для учета имущества. Большевики отступили. Мощи основателя монастыря они до поры до времени трогать боялись.
Настоятеля монастыря архимандрита Евгения, казначея иеромонаха Варсонофия и иеромонаха Исайю, священника Алексия Перова и мирянина Василия Стальбовского арестовали и в ноябре 1918 года расстреляли в городском парке. Перед казнью монахи трижды пропели пасхальный тропарь «Христос воскресе». Настоятель — архимандрит Евгений (Трофимов) и убитые в 1918 году вместе с ним священник, иноки и мирянин стали мучениками нового времени.
8
Судьба мощей преподобного
Вскоре после этого расстрела в монастырь снова явились представители власти, обобрали ризницу, кельи монахов, снимали киоты, забрали сосуды и напрестольные кресты, сняли в Преображенском соборе раку преподобного, а мощи бросили на пол.
Разгром продолжался не один день, сопровождался пьянкой. После ограбления в стенах монастыря царила полная разруха. Святые мощи увезли из монастыря 20 декабря 1918 года.
Вскоре в газетах появляется отчет 8-го отдела народного комиссариата юстиции Съезда Советов, в котором указано, что при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря Олонецкой губернии в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей была обнаружена восковая кукла.
Чекисты лукавили. В Петрозаводской губернской ЧК знали, что сохранность тела святого после вскрытия раки с мощами была фантастической. Лежавший в раке человек выглядел так, будто его похоронили только вчера. За пять веков тело сохранилось полностью, цвет кожи был восковым, черты лица сохранились так, что можно было писать портрет преподобного.
В Лодейное Поле направляется комиссия. Мощи на полтора месяца запирают в больничной часовне, дверь в нее опечатывают и ставят под охрану.
13 декабря 1918 года комиссия составила заключение о том, что мощи, вывезенные из Александро-Свирского монастыря, есть не что иное, как мумифицированное человеческое тело. Разумеется, это было заключение для служебного пользования.
Чекисты писали столичному начальству письмо за письмом, требуя указать, как поступить со святынями, которые не вписывались ни в какие планы. Мощи нельзя было никому показывать, иначе раскрылся бы обман про «восковую куклу». Наконец пришел приказ уничтожить святыню до конца года. Сохранились письма крестьян, которые, даже несмотря на официальные «разъяснения», что в раке — «фальшивка», просили не уничтожать мощи, предрекая в ближайшем будущем великие беды, войны, голод для России.
Святыню спасло чудо. 20 декабря 1918 года по запросу Совнаркома известный историк Петр Петрович Покрышкин дал заключение: мощи преподобного Александра Свирского являются безусловной исторической ценностью, место которой в храме. Необходимо принять меры по сохранению реликвии. Это было последнее упоминание о мощах святого. После этого они бесследно исчезли.
Существует версия, что в 1924 году, когда встал вопрос о бальзамировании тела Ленина, мощи Александра Свирского тайно перевезли в Москву и отдали на изучение в Институт здравоохранения и гигиены. По одному из предположений, знаменитый анатом, генерал-лейтенант медицинской службы академик Владимир Тонков, занимавшийся бальзамированием тела Ленина, мог спрятать мощи святого в своем институте.
9
Новое обретение мощей
Летом 1998 года в Санкт-Петербурге в Военно-Ммедицинскую академию имени Кирова обратились церковнослужители из возрождавшегося Александро-Свирского монастыря. Они искали следы основателя обители. Долгие поиски привели в академию, сотрудники которой вспомнили о необычном экспонате, который не числился ни в каких каталогах, но от которого исходил удивительный запах — аромат, как в церкви. Это было тело неизвестного человека, умершего пять столетий назад. Тело долгое время хранилось, завернутое в рогожу, на шкафу, без всяких специальных условий. Стали изучать «бесхозный экспонат» — и поразились: сохранность его была удивительной. Он был с полностью сохраненными кожными покровами, никаких следов или последствий анатомического воздействия на нем обнаружено не было.
Работа по идентификации предполагаемых мощей святого длились около года. Первую экспертизу провели сотрудники кафедры нормальной анатомии. Тщательное исследование тела показало: разрезов сосудов нет, тело монолитное, цвет восковой, антропологическое строение соответствует вепсам (Александр Свирский родился в землях вепсов).
После окончания формальных процедур антропологических исследований и идентификации, в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы отслужили молебен.
Весной 1998 года священнослужители признали мумифицированное тело мощами Александра Свирского. Акт исследования подписали не только священники, но и ученые — академики Медицинской академии. Было принято решение передать реликвию Церкви.
Через некоторое время обретенные мощи преподобного Александра Свирского перевезли из Военно-медицинской академии в церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
30 июля 1998 года мощи были открыты для верующих. Мироточение их продолжалось, и было особенно обильным во время служения Божественных литургий. Аромат мира в алтаре был так ощутим, что в окна постоянно залетали пчелы.
Патриарх Алексий II благословил праздновать 30 июля как второй день обретения мощей преподобного Александра Свирского.
10
Святыни возрожденного монастыря
22 сентября 1998 года Александро-Свирский монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, а 23 ноября 1998 года при большом стечении народа в сопровождении монахов и настоятеля монастыря отца Лукиана мощи святого возвратились в основанный им монастырь, откуда были вывезены ровно 80 лет назад.
Сегодня Александро-Свирский монастырь — духовный центр всего Пресвирья, до самого Онежского озера. Его восстановление уже потребовало немалых усилий и продолжается по сей день. Мощи преподобного Александра Свирского находятся в Преображенском соборе, в приделе, посвященном святому. Ежедневно утром у мощей совершается братский молебен. Можно увидеть место молитвенных подвигов преподобного Александра и место явления святому Пресвятой Богородицы — особую нишу в стене Покровского собора.
На заставке фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси