Брендов на Вологодчине много. Самый известный, конечно, «Вологодское масло», но о нем будет разговор особый. А некоторые бренды вроде шемогодской резьбы или северной черни известны лишь знатокам, понимающим толк в настоящем эксклюзиве. Но если вы хотите привезти с Вологодчины что-то действительно стоящее, познакомьтесь с местными фишками поподробнее.
1
Резной палисад
В 1956 году Михаил Матусовский увековечил в словах легендарной песни загадочный «резной палисад». Спустя двадцать лет ВИА «Песняры» взяли «Вологду-гду-гду-гду…» в свой репертуар и большая страна узнала об этой милой архитектурной детали. Но если в 50-х годах палисадов в Вологде было предостаточно, то к середине 70-х с расширением улиц их почти не осталось. Вологжане шутили, что единственный дом с резным палисадом в городе — это… кожвендиспансер. Конечно, это не так: при желании самый известный вологодский бренд можно найти в городе и сегодня.
Что же он собой представляет? Корень у слова «палисад» латинский: фр. palissade, итал. palizzata, лат. palus. По-русски «палисад» — это «частокол», препятствие или стена из ряда столбов высотой в несколько метров, врытых или вбитых в землю и соединенных для прочности горизонтальными брусьями. Со временем палисад перестал быть «забором» и стал скорее декоративной деталью.
Вологжане смирились с тем, что они накрепко повязаны с «резным палисадом», и сделали его своей «фишкой»: так называются Центр народных художественных промыслов, Вологодская лесная компания и экскурсионная программа «Вологда — город, где резной палисад», в которой показывают купеческие жилые и доходные дома XIX века с наличниками, балюстрадами, ажурными балкончиками и другими красивыми элементами деревянной архитектуры. Чтобы увидеть их все, придется поездить по городу, но оно того стоит.
2
Вологодское кружево
По одной из версий, «кружево» — от слова «окружать», то есть обшивать по кругу: в старину кружевами обшивали одежду, скатерти, постельное белье… Возможно «кружево» — от слова «кружить», то есть выплетать по кругу. Возможно, первые образцы кружева из золотых нитей попали на Вологодчину в XVI веке по Северному морскому пути из Европы — Италии, Испании, Нидерландов… Потом Петр I ввел запрет на ввоз иноземных кружев и дал указание учиться самим. Наши не просто научились — ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России! Причем на Руси кружева носили и купцы, и простые крестьянки…
Наши мастерицы брали узоры из орнаментов традиционного ткачества, изгибов и переплетений резьбы по дереву, ажурных снежинок и геометрических орнаментов «вологодского стекла» — старинного искусства шитья белой бумажной нитью по белому полотну… Старые мастерицы очень любили выплетать стилизованных птиц, деревья, современные предпочитают цветочные мотивы и смешанные орнаменты. Вологодское кружево можно отличить по четкому делению «строения» на узор и фон. Крупные и плавные формы орнамента выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.
Девочек начинали обучать плетению с пяти лет. Самых искусных, говорят, даже не выдавали замуж, чтобы не отвлекать от коклюшек. Как правило, в семье жило несколько поколений мастериц — бабушка, мама, дочери… Работали кружевницы за станком по 16 часов в день. В одном узоре переплетали до ста нитей.
В 20-х годах XIX века недалеко от Вологды была основана кружевная фабрика, на которой крепостные мастерицы плели узоры из льняных нитей. К середине XIX века кружевоплетение уже стало промыслом. Мини-фабрики были практически во всех помещичьих усадьбах Вологодской губернии — на Вологодчине проживала треть всех кружевниц России. Изделия отсылали и в Москву, и в Петербург. Промысел расцвел с отменой крепостного права, когда мастерицы стали зарабатывать самостоятельно. В 1893 году вологодские кружева плели 4000 кружевниц, а в 1912 году — уже 40000. Вологжане привозили призы и восторженные отзывы из Парижа и Брюсселя, из Нью-Йорка, Чикаго и Филадельфии…
В 1928 году в Вологде была создана профтехшкола кружевниц, а в 1930 — Вологодский кружевной союз. Сегодня Вологду называют кружевной столицей России. Для изготовления кружева здесь используют льняные, шелковые, металлические, хлопчатобумажные, серебряные и золотые нити. В Вологде есть единственный в России Музей кружева, проводятся выставки, фестивали и конкурсы кружевниц. Кружевоплетение объединяет и промышленное производство, и эксклюзив. Традиции сохраняются, узоры перенимаются молодыми, ценителей вологодского кружева становится все больше…
3
Чернёное серебро
Будете в Великом Устюге — обязательно заезжайте на улицу Угловского, дом 1. Здесь находится Великоустюгский завод «Северная чернь». При нем есть музей, в котором кроме экскурсий проводятся еще и мастер-классы. Загляните! Много нового узнаете об уникальном народном художественном промысле, признанном бренде Вологодчины.
Древнее искусство чернения известно в России со времен Киевской Руси. Техника производства пришла на Русь с Востока — с Кавказа, из Персии. Тиснение со временем заменило собой чеканку и гравировку.
Сначала чернили «белым по черному», позже стали изображать черный рисунок на серебряном фоне. Чернь готовилась из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. После плавки состав растирался в порошок и разводился водой в кашицу. Готовилась серебряная пластинка — рисунок на ней сначала рисовался, потом тиснился, процарапывался, черневой кашицей замазывались все углубления пластинки, после этого пластинку нагревали на огне, состав плавился и крепко соединялся с серебром. Пластинку очищали, чернь в процарапанном рисунке оставалась.
В XIX веке серебро чернили в Великом Устюге, Сольвычегодске, Вологде, Казани, Ярославле, Туле, Петербурге, на Кавказе, в Сибири. В наше время чернение по серебру живо только в селе Кубачи (Дагестан) и Великом Устюге.
На Сухону, в Устюг чернь, вероятнее всего, пришла из южных областей и городов России — из Киева, Чернигова, из Смоленска и Владимира Суздальского, а может быть, и из самой Москвы, где в XVI веке была довольно распространена. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. Из Москвы приезжали в Устюг мастера учиться чернению. Производили предметы церковного обихода.
Завезенный состав черни постепенно совершенствовался устюжскими ювелирами. Рецепт особой устюжской черни великолепного цвета, качества и прочности — местный секрет — прославил Устюг и в России, и за ее пределами.
В 1786 году голова устюжской ремесленной управы Иван Жилин открыл Устюжскую серебряную управу, но чернением занимались не все мастера в ней и число их от года к году уменьшалось. В 1811 году в Устюге было 36 мастеров, в 1840 — 23, в 1852 году единственным представителем великоустюжской серебряной черневой работы остался пожилой ювелир Кошков, который по причине потери зрения уже почти не брал заказов. В начале XX века северная чернь практически прекратила свое существование. Секреты и профессиональные навыки к 20-м годам сохранил последний потомственный мастер Михаил Чирков.
Однако уникальное искусство не исчезло. Чирков успел передать свое мастерство ученикам, а секрет великоустюжской черни не продал за границу, хотя оттуда приезжали и уговаривали, а завещал новым ювелирам. Уже в довоенные годы в Великом Устюге заработала артель «Северная чернь». Сегодня это крупное предприятие, где профессиональные художники создают изделия, которые пользуются спросом и успехом во многих странах мира. Здесь делают черненую посуду, столовое серебро, ювелирные украшения, изделия религиозного назначения — в строгом соответствии с канонами Русской Православной Церкви.
4
Вологодский лён
Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители делают из нашего сырья сегодня, — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.
Почему на Вологодчине растят лён? Потому что он здесь очень хорошо себя чувствует. Благоприятные природные условия: климат умеренно-прохладный, влажный, летние дни по-северному длинные, в августе много росы, а зимой много снега.
В XI веке князь Ярослав внес в церковный устав (1050–1051) особый параграф о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.
Новгородцы уже с XII века возили лён из вологодских земель и в Суздаль, и в Европу — в Ганзу и к англичанам… А с открытием в 1553 году торгового пути через Белое море англичане уже сами начали скупать наш лён-сырец и наши холсты. Позже даже выпрашивали права на то, чтобы самим сеять и обрабатывать лён на землях вокруг Вологды. В 1556 году российский посол вологжанин Осип Непея привез в Россию грамоту об условиях торговли льном, подписанную английской королевой Марией Тюдор.
В XVIII веке царь Петр издал Указ «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла» и утвердил на лён Стандарт № 1, чем немало способствовал развитию отрасли. К концу XVIII века полотняные мануфактуры считались лучшими промышленными заведениями в России. В 1763 году Екатерина II разрешила свободный вывоз льна, расширяя тем самым льняное производство в стране.
Первая льноткацкая фабрика на Вологодчине открылась в середине XIX века, в Велико-Устюгском уезде, в селе Красавине. С налаживанием железнодорожного сообщения стало возможным возить лён из юго-западных краев Вологодчины на льнотекстильные предприятия Ярославской, Костромской и Владимирской губерний, а из восточных уездов — на Красавинскую фабрику.
Первая мировая, гражданская и сразу — интервенция чуть было не сгубили всю льняную отрасль на Вологодчине. К счастью, в 1923 году лён вновь стали сеять много и широко, благодаря чему к 1925 году превзошли даже довоенный уровень. Посевы расширялись, появлялась техника для льноводов, которая позволяла механизировать тяжелые ручные операции.
Но началась Великая Отечественная, и вновь произошел откат. После войны льноводство активно восстанавливали. Выводили новые сорта — появился лучший сорт льна Светоч, который надолго занял в области главенствующее положение…. Потом была перестройка, развал СССР, и снова надолго — кризис.
Сейчас вологодский лён снова можно увидеть на прилавках.
Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет…
5
Шемогодская резьба
Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на Вологодчине из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у северного крестьянина не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у крестьян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Повлияли на развитие искусства резной бересты и просечное железо (железная полоса со сквозными отверстиями, образующими орнамент), и сканое серебро (узоры из тончайшей серебряной проволоки), и северная чернь, и набойка и вышивка, и резьба и роспись по дереву.
Речка Шемокса впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России. Впервые шемогодская береста упомянута в путевом дневнике отставного секунд-майора Петра Челищева, который был в Великом Устюге в самом конце XVIII века. Фамилия первого резчика была Вепрев. Сначала резьбой по бересте занимались его потомки, потом другие крестьяне деревни Курово-Наволок переняли навыки прорези и тиснения на бересте, а во второй половине XIX века резчики работали уже в четырнадцати деревнях волости.
Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. После революции кустари-резчики объединились в кооперативные артели. Краевая власть организовала централизованные заказы, заготовку сырья, обеспечила сбыт готовой продукции. Позже, в тридцатых годах, небольшие артели вошли в единую артель при Шемогодском мебельном комбинате.
В начале семидесятых была создана бригада резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. В 1981 году в городе открылась экспериментальная фабрика «Великоустюгские узоры», которая работает по сей день.
Как работают мастера? Тупым шилом на берестяном листе гравируют изображения — растения, зверей, птиц, людей, — затем прорезают с отбрасыванием фона. Рисунок должен быть таким, чтобы все детали соединялись перегородками и не было риска случайно отсечь большой фрагмент изображения. Под прорезь подкладывают фольгу, цветную бумагу, резьбу сочетают с тиснением. Береста на Вологодчине встречается разных оттенков — от молочно-белой до темно-коричневой. Цвета можно комбинировать, можно подкладывать бересту одного цвета под другую, переплетать… Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками.
Вы можете полюбоваться произведениями берестяного искусства в музеях. Например, большая коллекция шемогодской резьбы выставлена в Депозитарии — Открытом хранении музейных фондов в музее-заповеднике в Великом Устюге. Есть небольшой музей и при фабрике «Великоустюгские узоры». Загляните, не пожалеете.