Этот прекрасный и суровый край вдохновлял художников и XIX, и XX, и нынешнего века, и картины их, во всем своем многообразии, выражают нечто очень важное в русской жизни.
1
Век позапрошлый: на Север за новой красотой
Если русским художникам первой половины XIX века хотелось непривычных для российской средней полосы пейзажей, то они писали, например, Италию… Однако к концу века образованному русскому обществу все больше и больше хотелось найти и понять себя — свою страну, народ, культуру, историю. Это вообще было время открытий: открывали светящуюся красками древнюю русскую икону, веками прятавшуюся под слоями записей и копоти, открывали и заново прочитывали родную историю. Открывали особенность северной природы — скупой и в то же время очень выразительной, ее красоту, ее цветовое звучание, особенную северную архитектуру.
В 1884 году по инициативе мецената Саввы Мамонтова отправляются в путешествие и открывают для себя Русский Север Константин Коровин (1861–1939) и Валентин Серов (1865–1911). В работах Коровина Север разный — то почти празднично-многолюдный («Базар у пристани в Архангельске» или «Рыбная пристань в Архангельске»), то графично-суровый («Мурманский берег»), то поэтично-загадочный («Ручей святого Трифона в Печенге»), то представляет собой стихию, с которой ежедневно сталкиваются люди, но которая дает им жизнь, средства к пропитанию («Ловля рыбы на Мурманском море»). Людей, которые неразрывно связанны с окружающим суровым миром увидел и Валентин Серов («Поморы»).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/856.jpg)
В 1890-х годах начал свое северное путешествие по Северной Двине Василий Верещагин (1842–1904). Сегодня его «северные» работы — не только художественная, но и историческая, этнографическая ценность: с присущим ему вниманием к деталям, умением отобразить главное художник запечатлевал древние деревянные храмы, их внутреннее убранство, портреты людей, живущих в тех краях («Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге», «Икона Николы с верховьев реки Пинеги», «Резной столб в трапезной Петропавловской церкви в селе Пучуге Вологодской губернии», «Зырянин»).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/70146_big_1352282511-765x1024.jpg)
Художник Александр Борисов (1866–1934), уроженец деревни Глубокий Ручей Вологодской губернии, показал Север таким, каким до него никто из художников не показывал, в том числе холодно сияющим ледниками Новой Земли, куда Борисов отправился в 1900 году в экспедицию, оказавшуюся непростой и опасной («Во льдах Новой Земли», «Ледник Павла Третьякова»). Но его Север — не только находится «В области вечного льда», как называется одна из работ. Даже в таких суровых условиях, которые, казалось бы, категорически не совместимых с понятием уют, живут люди, обустраивают быт («В гостях у самоеда», «Чум ненцев в Малых Кармакулах», «Самоед на берегу моря»).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/img8-1024x576.jpg)
Михаил Нестеров (1862–1942) поездкой на Соловки открыл для себя другой Север — молитвенный, помогающий своей аскетический строгостью духовному деланию. Здесь человек научается жить в мире со всем окружающим («Лисичка», 1914), а внешнее суетливое движение заменяется напряженным движением души («Молчание», 1903).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/nesterov-mikhail-vasilevich-molchanie-1903-1024x768.jpg)
Иван Билибин (1876–1942) на Север начал ездить с 1902 года — чтобы увидеть, познакомиться, запечатлеть (на фотографиях, в картинах, в собственном сознании) красоту народного творчества, которое здесь еще сохранялось. Казалось, слышанное в русских сказках в северных деревнях оживало — в резных предметах быта, в красочных вышивках, в узорных наличниках…
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/otkrytka-selo-poduzheme.-kemskii-uezd.-arhangelskaja-gubernija-1904-g.-bilibin-1024x674.jpg)
Север в его работах полусказочен и одновременно — фактически точен. Он передает услышанную музыку края ритмом спускающихся к воде изб, высоких мачт лодок, бревен мощных, высоких деревянных церквей, в которых, однако, чувствуется безжалостная рука времени.
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/shmuctitul-k-state-i.ja.-bilibina-narodnoe-tvorchestvo-russkogo-severa.-zhurnal-mir-iskusstva.-11.-1904-god.jpg)
Увиденное в поездках Билибин осмысляет и с помощью слова — в статьях «Остатки искусства в русской деревне» и «Народное творчество Русского Севера». Это художественно-этнографический анализ архитектуры, быта, особенностей народного искусства, но с глубоким личным отношением и с болью, что народное искусство исчезает даже здесь, на Севере.
«Птицы все больше фантастические, очень сильно орнаментованные. Наиболее пышным узором считалась “пава-птица”, птица, иногда чрезмерно удлиненная, с громадным древовидным хвостом», — писал Билибин про северную вышивку в статье «Народное творчество русского Севера». Читаешь эти строки и представляешь себе сказочных птиц из работ Билибина…
2
Век прошлый: новый мир и героика Севера
После революции внимание искусства было приковано к построению новой жизни, появлению «нового человека», — на всей протяженности бывшей Российской империи, и здесь географические нюансы были не особо важны.
Но уже в тридцатые годы, когда появилась задача показать эту самую новую, изменившуюся жизнь людей во всех уголках страны, художников специально стали отправлять в экспедиции на Север. В таких экспедициях побывал и Михаил Гуревич, позднее ушедший добровольцем на фронт и погибший в 1943 году. Его работы, посвященные Северу, — романтическое яркое проживание увиденной природы, достижений техники («Полярный разведчик “Персей”», 1933; «Волны Баренцева моря», 1933; «Порт Игарка», 1932). Кстати, его работы показывают, что соцреализм еще не захватил власть, не стал единственно возможным способом художественного выражения, и художники могли решать свои художественные задачи иначе, так, как казалось интересным им.
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/dvfzfpbahrg.jpg)
Участвовал в арктической экспедиции и Федор Решетников (1906–1988). В своих «северных» работах он показывает героику арктической жизни, эта героика — и в драматических моментах, и в художественном рассказе о жизни полярников («Больной О. Ю. Шмидт покидает лагерь челюскинцев», 1934; «Первый камбуз на льдине», 1934).
3
«Шестидесятники» и современные художники
В 60-е годы художники вновь начали открывать Север — как новый, яркий, интересный мир, со своей особенной природой, бытом. Причем каждый художник находил нечто, созвучное собственным мыслям, переживаниям.
Север Владимира Стожарова (1926–1973) — деревенский, празднично-яркий, поэтичный, с красочными и крепкими домами, полный разнообразием жизни («Деревня Сердла», 1969; «Село Большая Пысса», 1967). Даже само творчество художника благодаря увиденному на Севере стало иным. «Пластика Стожарова изменилась под влиянием народного творчества, архитектуры северных храмов и прочных деревенских изб, — пишет искусствовед Виталий Манин, — а также особого северного света, выпукло оттеняющего предметы, оптически осязаемые даже на далеком расстоянии. Это обстоятельство сделало натурные цвета активными, яркими, чего не было в прежней живописи».
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/01e1526b74dccef36fa18e9784e6e8ab-painting-art-russian-landscape.jpg)
Ефрем Зверьков (1921–2012) пишет Север с благоговейным чувством, удивленной радостью перед красотой окружающей природы, с желанием бережно запечатлеть различные ее состояния. Для фронтовика Ефрема Ивановича, участвовавшего в том числе в боях под Сталинградом, мирная природа — целая вселенная, наполненная лирикой и красотой («Северная весна», 1969; «Утро на Мезени», 1965). Даже архитектура — древние монументальные стены храмов, крепкие дома — все это со звучит у Зверькова лирично и радостно («Каргополь. Троицкий собор XVII века», 1963; «Улица в Каргополе», 1963; «Дом рыбака. Север», 1963).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/2cbkpyu3-jk.jpg)
Совсем иначе увидел Север, северную деревню Виктор Попков (1932–1974) — он предугадал, почувствовал исчезновение русской деревни, в том числе и как последствие войны. Потому что кому строить-работать в этой деревне, кому продолжать? Север для Попкова — это прежде всего люди. А точнее — женщины, выстоявшие, вынесшие на своих плечах, своими крепкими руками саму жизнь в этих краях. Но силы уходят, а то, что когда-то было просто частью их жизни, быта, все больше из живого превращается в объект исследования, артефакт, который нужно сохранять и изучать, но не необходимый для использования. Северная деревня Попкова часто — больше про прошлое, которое уходит все дальше и дальше, хотя изображает он современность («Воспоминания. Вдовы», 1966; «Северная песня», 1968 — и другие работы цикла «Мезенские вдовы»). Но на Севере художник увидел и то, что больше любого исторического контекста. Не случайно в работе «Северная часовня» (1972) главным оказывается не мир за дверью часовни, а то, что находится в ней. Взгляд зрителя сначала останавливается на горящих фигурах трех ангелов, а потом уже идет дальше, за дверь, но потом снова возвращается к ангелам. Фигура мальчика около входа в часовню соединяет эти два мира — мир внутри и мир снаружи,
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/20906_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-15-1003.png)
Суровый стиль развития русского искусства вообще оказался близок некоторым особенностям северного края — своей лаконичностью, монументальностью, стремлением ставить акценты на важном, оставляя второстепенное за скобками… Николай Андронов — один из родоначальников «сурового стиля», показывает северную деревню неуютно-напряженной, нередко безлюдной («Зимняя ночь», «Собаки», 1971), и объяснения этому — все в той же беде, которую принесла война, и об этом — масштабная и трагичная по звучанию работа «Проводы» (1965–1967).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/art_25_09_04.jpg)
В творчестве Вадима Степанова (1928–2013) чувствуется влияние «сурового стиля», и его Север — тоже безлюдный, но уютный, в чем-то живописно-сказочный («Осень на Онеге», 1963; «Северная деревня (Турчасово)», 1974; «Птичий базар. Кайры на скалах», 1965).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/tmpljzoid.jpeg)
Илья Глазунов (1930–2017) в своих работах на северную тему ищет важную для его творчества русскую идею, идею величия народа. Потому его пейзажи звучат масштабно, и если художник изображает храм, монастырь, то он мыслится не просто архитектурным сооружением, памятником, а некой опорой, удерживающей, поддерживающий страну, каждого живущего в ней, а в других работах — неотделимой частью окружающего мира, но частью важнейшей, к которой все равно устремляются взгляды, направлено движение души каждого («Северная твердыня», 1968; «Вид с горы Фавор на Кирилло-Белозерский монастырь», 2004). В некоторых работах позднего периода эта мысль приобретает отчетливое символическое, обещающее звучание — «Господин Великий Новгород» (2007).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/normal____-_-____-_____-__-_______-___________-_________.-2004.-1024x506.jpg)
У Михаила Абакумова (1948–2010) северный край мыслится не как отдельный мир, а как часть огромного пространства Родины, и он пишет, например, Вологодчину так же, как родную Коломну — с радостным восхищением каждой деталью, каждым фрагментом пейзажа, которые видит его внимательный взгляд художника («Ходят белые ночи», 2002; «Харовские дали», 2000).
Художника более младшего поколения, Сергея Смирнова (род. 1954), Север очаровал не только своими пейзажами, архитектурой, но и людьми, создающими уютный, крепкий быт, а, если быть точнее, саму жизнь («Утро в пекарне», 1988; «После дождей», 1984). И как же до отчаяния больно, когда этот насыщенный красотой, созданный ими или их предками мир может быть разрушен, разобран по бревнышкам равнодушным «шабашником» («Судьба старого дома», 1984).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/sudba-starogo-doma.-1984.jpg)
Иван Глазунов (род. 1969) поехал в северные края в поисках ярких эстетических впечатлений и, конечно, нашел их — Север богат красотами природы, бережно сохраненными артефактами старины, и это нашло свое отражение в работах художника. Но все-таки главным открытием оказались люди, их отношение к ближним, к жизни в целом, к вере… («Сольвычегодск. Жара», 1996; «Пинежский лес. Обетный крест», 2005; «Первый снег на Двине», 2007; «Портрет Александры Филипповны», 2002). А еще для Ивана Глазунова некоторые месте Севера отзываются болью, — из них ушло, затерялось в прошлом то, что когда-то было наполнено жизнью, красотой («Призраки», 2008).
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/xudozhnik_ivan_glazunov_06.jpg)
* * *
И сегодня Север притягивает к себе художников, дает им массу материалов для вдохновения, стилистических и смысловых поисков.
Под впечатлением небольшого путешествия по Кольскому полуострову художник Ольга Давыдова создала в 2018 году цикл работ «По ту сторону Аквилона». Для Ольги Север оказался контрастно-четким, несколько пугающим, но испуг этот сродни тому, что возникает, когда начинаешь размышлять о тайнах космоса. Но в этих краях все, даже серость и тоска многоэтажек, покрывается и успокаивается, очищается белым, который художник использует сознательно, как символ севера — снега и льда.
![](https://sever.foma.ru/wp-content/uploads/2020/11/h.m.-117h167sm-1024x715.jpg)
В небольшой статье можно лишь прикоснуться к тому огромному пласту изобразительного искусства (сколько художников еще не названо!), рассказать о тех работах, на который Русский Север вдохновил художников: эта тема почти так же неисчерпаема, как красота и величие этого прекрасного края.