Северный флот: мощь и храбрость на холодных берегах

Полтора века Архангельск строил корабли для Балтийского флота. Потом верфь закрыли. Но в годы Великой Отечественной войны эстафету принял новый город — Северодвинск. Сейчас он создает атомные подводные крейсера для Северного флота, самого молодого и самого мощного флота страны.

1

Кораблестроитель без кораблей

На Русском Севере, в 1693 году, Петр I впервые увидел море и впервые ходил по нему на большом корабле. И принял решение: флот создавать в Архангельске. Благо поморы умели строить корабли, правда, по своему образцу, а на берегах Северной Двины рос подходящий лес.

Уже в 1694 году на воду был спущен малый 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел». На острове Соломбала появилось адмиралтейство и верфи, на них работали местные мастера под руководством голландских специалистов.

«Петр Великий на верфях Ост-Индийской компании». Мстислав Добужинский

Первоначально считалось, что боевые корабли встанут на защиту беломорских берегов. Но 1701 год — неудачное для шведов нападение на Архангельск — показал, что с обороной колыбели русского флота справится и Новодвинская крепость. Военные действия переместились на Балтику. Поэтому Соломбальская казенная верфь работала, в первую очередь, на нужды Балтийского флота. Корабли, построенные в устье Двины, переходили в Кронштадт и Ревель, а некоторым довелось участвовать в экспедиции Алексея Орлова в Средиземное море (1769–1774).

Архангельск исправно пополнял Балтийский флот до 1862 года, построив более 800 кораблей. К тому времени обнаружилось несколько проблем верфи: заканчивался строевой лес, протоки Двины мелели. Настал век пароходов со стальными корпусами, а на Севере не было металлургических и машиностроительных заводов. Событием, решившим судьбу верфи, стал инцидент с парусно-винтовым фрегатом «Пересвет», самым крупным кораблем, построенным в Соломбале. Гигант в момент спуска сел на мель. Куратор флота, великий князь Константин Николаевич, отменил решение Петра I и закрыл верфь.

Новодвинская крепость

С той поры, до начала Первой мировой, прибрежные воды Русского Севера были фактически демилитаризованы. «Мурманское побережье с целым рядом прекрасных стоянок годно вполне для небольшого военного флота… а в результате охранную службу продолжает нести старенький инвалид “Бакан”, поздно приходящий на Север и к осени уходящий на вечный ремонт котлов и машины в Либаву», — писал в начале XX века гидролог Владислав Држевецкий, своими глазами видевший норвежское хищничество в российских территориальных водах.

2

Большие задачи молодого флота

Первая мировая война в одночасье отбросила международную торговлю России в допетровские времена. Германия закрыла Балтийское море, Турция — Черное. Русская армия уже скоро ощутила нехватку оружия и военных материалов. Доставить их проще всего было через Север.

Германцы это поняли тоже. Их подводные лодки торпедировали транспорты с грузами и выставляли мины в горле Белого моря. В 1916 году была создана флотилия Ледовитого океана — одним из ее кораблей стал легендарный «Варяг», в 1905 году поднятый японцами со дна, а во время Первой мировой проданный России. В том же году появился город Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск, который до строительства Североморска был главной базой Северного флота.

Крейсер «Варяг»

Судьба флотилии была печальна: она понесла минимальные боевые потери, но в ходе Гражданской войны оказалась в портах Антанты, в первую очередь английских, и была конфискована за долги. Большевикам достались несколько тральщиков, ставших пограничными кораблями.

В 1933 году в СССР появилась Северная флотилия, переименованная в 1937 году в Северный флот. Началась Великая Отечественная война. Как и в Первую мировую, пришлось бороться с немецкими подлодками. К ним прибавились визиты надводных рейдеров — эсминцев, крейсеров и линкоров. Северный флот поддерживал огнем войска на побережье, высаживал десанты. Главной задачей, как и в Первую мировую войну, стала охрана конвоев союзников.

В военные годы возобновилось кораблестроение на Русском Севере. Основным центром стал новый город Северодвинск (тогда — Молотовск). Были построены двенадцать больших морских охотников и эсминец. Кроме того, Северодвинск стал монополистом в выпуске военно-морской продукции, которую нельзя было получить из оккупированного Николаева и блокированного Ленинграда, — артиллерийских башен для кораблей.

Корабли Северного флота с десантом в пути к Петсамо © Роберт Диамент

Северный флот свою задачу выполнил. В отличие от Балтийского и Черноморского флотов, его потери оказались сравнительно невелики.

3

На страже всей страны

Уже вскоре после окончания Второй мировой войны началась холодная война. Страны НАТО не могли запереть советский ВМФ в Черном и Балтийских морях, но ни один корабль не мог выйти в океан, не будучи замеченным разведкой потенциального противника. Кроме того, члены НАТО контролировали проливы и могли захлопнуть их, если бы холодная война перешла в «горячую».

Тут и стали очевидны стратегические преимущества Русского Севера. Его базы напрямую выводили надводные корабли, дизельные подлодки и атомные крейсера в открытое Баренцево море. Не случайно рост мощности Северного флота опережал остальные флоты СССР и России.

Сейчас в составе Северного флота 26 ударных атомных подводных крейсеров — с баллистическими ракетами, крылатыми ракетами — и многоцелевых, а также 8 атомных подводных лодок спецназначения. Если прибавить к ним 7 дизельных подлодок, то это две трети от всего подводного флота России (69 единиц). К Северному флоту приписаны единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и два тяжелых ракетных крейсера «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». Правда, флагман, авианосец «Адмирал Кузнецов», уже много лет в ремонте. Пять больших противолодочных кораблей — у Тихоокеанского флота их четыре, а на Черном море и Балтике нет вообще. Напоминая о петровских временах: два единственных российских фрегата — тоже на Северном флоте.

Верфь в Северодвинске.
Фото A.Savin/Собственная работа/Wikipedia/FAL

Колыбелью подводных атомных крейсеров, а также госпиталем — ремонтной базой, стал Северодвинск. Здесь же списанные атомные подлодки проходят утилизацию.

С 1 января 2021 года, согласно указу президента Российской Федерации, Северный флот считается «межвидовым стратегическим территориальным объединением Вооруженных сил России, выполняющим задачу военного округа». Тем самым в стране появился пятый военный округ, кроме Западного, Восточного, Центрального и Южного. Отныне все военные структуры, сухопутные и военно-воздушные, на территории Архангельской и Мурманской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного округа, подчиняются командованию Северного флота.

* * *

История не всегда справедлива. Но относительно российского флота на Русском Севере она восторжествовала. Здесь спускают на воду стратегические подводные ракетоносцы, а Северный флот — самый могучий в стране.

На заставке «Пересвет». Фото 1863 г. regnum.ru

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!