Слово «скит» известно многим, но не все представляют, как устроена жизнь монахов в скиту и зачем вообще скиты нужны. Есть свои скиты и в Валаамском монастыре.
Валаамский монастырь состоит из центрального Спасо-Преображенского собора, четырнадцати действующих и двух строящихся скитов, а также двадцати одной часовни, не считая подворий и скитов вне архипелага.
Скиты — это места жительства монахов, расположенные на удалении от центральной обители в разных концах Валаамского архипелага. Устройство скитской жизни несколько отличается от жизни в центральной усадьбе обители, где преобладает общежительный устав.
В скитах у каждого насельника есть возможность получить большую свободу в личном подвиге — посте, молитве и уединении. Здесь делается акцент на келейную духовную жизнь каждого монаха в отдельности.
«В скитах есть возможность учитывать индивидуальные особенности каждого человека, видеть разный уровень одаренности у насельников монастыря, давать им некую свободу в образах духовного подвига, — рассказывает иеромонах Давид (Легейда), насельник Валаамского монастыря, скитоначальник Смоленского скита и регент братского хора Валаамского монастыря. — Как каждая личность человека уникальна, так существует и много разных путей и образов монашеского подвига».
Ошибочно полагать, что скит — это самостоятельная обитель. Монахи, живущие в скитах, принадлежат к одному братству, вместе собираются в обители по праздникам на соборную праздничную службу и трапезу, а главное, находятся под началом одного игумена, который и является духовником всех насельников монастыря. «В церкви, в обители, как в армии: один главнокомандующий, одна священная задача, но разные рода войск и разные подразделения — как филиалы одной организации», — сравнивает отец Давид.
В скитах точно так же совершаются Божественные литургии и другие храмовые службы, но не каждый день и не для всех — туристов и паломников в эти часы не пускают. Желающие попасть на территорию скита могут сделать это в течении дня между утренним и вечерним богослужением.
Однако есть скиты и с более строгим уставом посещения: одни запрещают вход женщинам, другие — всем паломникам и туристам. Попасть в некоторые скиты затруднительно и по другой причине: до них просто не добраться пешком.
«Сезон паломничества заканчивается вместе с навигацией: девять месяцев в году мы почти отрезаны от материка. Поэтому не успеваем устать от людей. Тем более это часть нашей миссии церковного служения — с любовью принять людей или хотя бы не мешать им приходить к Богу», — заключает иеромонах Давид.