Путешествовать по Русскому Северу — дело не простое. К такой поездке следует хорошо подготовиться, особенно если собрались туда впервые. Антон Буслаев, имеющий более чем 20-летний опыт путешествий по этому региону, советует, на что стоит обратить внимание.
1
Сроки и бюджет
Начинать подготовку к любому путешествию нужно с того, чтобы определиться со сроками поездки, бюджетом и, наконец, ориентировочным списком мест, куда хочется попасть. Последний пункт потребует или собственного изучения, или расспросов более осведомленных знакомых, или обращения в турагентства. Помните, Север большой и за ограниченное время не удастся посетить даже наиболее знаковые его достопримечательности. А время, скорее всего, будет ограниченным, поскольку не все из нас профессиональные путешественники, большинство может путешествовать лишь в отпуске или на каникулах.
В некоторые места Русского Севера можно попасть не в любое время года или не любым видом транспорта. В одни нет сухопутного пути, другие становятся доступны только зимой или, наоборот, зимой оказываются отрезанными от остального мира. А может случиться и так, что три часа назад было можно проехать/доплыть, а сейчас уже нельзя. XXI век, говорите? Но это Север, и у него есть много способов показать, что технический прогресс не всесилен. Об этом подробнее далее.
2
Климат
Есть расхожее мнение, что на Севере всегда холодно, дожди с туманами и тучи комаров да мошек. Многих именно это отпугивает от путешествий туда. На самом же деле всё несколько иначе, и не в тундре количество кровососущих будет примерно таким же, как и под Москвой. Особенно в городах. Но тут многое зависит от времени поездки. Самый худший в этом смысле период — начало лета, июнь (хотя конкретные сроки особой свирепости гнуса могут несколько отличаться в разных местах). Конец лета и начало осени уже хорошо, а осенью и зимой летучие кровопийцы исчезают. Однако летом брать средства защиты от насекомых обязательно. Причем главными вашими врагами будут не комары, а мошка, поэтому выбирайте те средства, которые защиту именно от мошки хотя бы обещают. Также позаботьтесь о средствах, помогающих снять зуд от укусов. Особенно если с вами будут дети и женщины.
Что касается погоды, то, вполне возможно, вам повезет, и на время путешествия придутся прекрасные солнечные дни. Бывали года, когда знакомые, приехав из отпуска с юга, жаловались на дожди и редкое солнце, а мы дразнили их рассказами о «жарких и солнечных северах», подтверждая слова густым загаром.
Но гораздо вероятнее, что большинство дней поездки могут оказаться дождливыми и прохладными. Поэтому ваша экипировка должна быть рассчитана на защиту от влаги и ветра, и даже летом не забудьте теплые вещи. Если же вы собрались на Север зимой (а на мой взгляд, это лучшее время для такой поездки), нужно быть готовым к серьезному холоду, сильному ветру, глубокому снегу и льду под ногами.
3
Транспорт
А. Вы едете на своей машине и в ней есть необходимый минимум для автономного путешествия
А именно: запас продуктов и на чем их приготовить, возможность полноценного сна в машине или палатке. Такой вариант расширяет выбор маршрутов, особенно если ваш автомобиль может уверенно передвигаться не только по хорошим дорогам, делает вас независимым от туристической инфраструктуры. А еще вы не стеснены во времени, которое сможете провести в интересном месте, поскольку не должны торопиться в конкретную точку ночлега или обеда.
Но учтите: автомобиль с низким клиренсом, без полного привода ограничит ваш маршрут в основном асфальтовыми дорогами, которые в последнее время становятся всё лучше, но во многие замечательные места ведут совсем иные дороги.
И еще: узнавайте заранее, есть ли по пути следования заправки с нужным вам топливом (дизельным, высокооктановым бензином, газом), как часто они встречаются, не откладывайте заправку до последних литров в баке, перед удалением от основных трасс заранее наполните запасную канистру.
Б. Вы самостоятельно путешествуете общественным транспортом
Тут надо учитывать, что много куда по железной дороге не добраться, а приехав куда-то поездом (в некоторые населенные пункты можно даже прилететь на самолете), дальше все равно придется искать варианты с наземным транспортом.
И тут сразу всплывет серьезная проблема: общественный транспорт на Севере существует, но по охвату и регулярности работает совсем не так, как, например, в Москве и области. Скорее не вы будете определять, как и куда построить маршрут, а расписание автобуса или наличие такси. Такой вариант для железных и очень увлеченных людей.
Планируя поездку самостоятельно, будьте готовы к тому, что не всё может получиться. Разрабатывайте запасные варианты. Например, посещению Соловков или возвращению с них может помешать шторм, который способен прервать всякое сообщение с островами не на один день. Или зимние переправы через реки могут закрыть из-за оттепели, а из-за летних ливней смыло мост, или он рухнул из-за фуры, вес которой превысил предельную величину. И это случается, как раз когда вы хотите проехать куда-то или, что особенно «приятно», вам, наоборот, пора возвращаться. И придется делать немалый крюк — если вообще есть другая дорога, доступная вашему транспорту. А это потеря времени и топлива, что может сказаться на дальнейших планах. Поэтому следите за прогнозом погоды, мониторьте сайты дорожных служб, сообщающие о состоянии переправ и мостов. Обязательно предусмотрите резерв в несколько дней на возможный форс-мажор.
В. Вы доверяете решение проблем какой-то туристической компании
Мелкие конторы туристического профиля, вплоть до частников-одиночек, существуют в довольно большом количестве (по крайней мере, так было до «пандемии»), но их надо искать в Сети где-то в местных «пабликах». Насколько они будут способны решить все задачи (транспорт, ночлег, питание, экскурсионная программа), заранее сказать невозможно. Мы сталкивались с разными ситуациями, в условной пятибальной шкале от 3– до 5+. Что же касается крупных турагентств, то с ними не приходилось иметь дел. Скорее всего, это будут туры по самым транспортно-доступным и «затуристиченным» местам. Но если хочется захватить и глубинку и если агентство предоставляет такую возможность, то это естественным образом скажется на цене, которая там и без того не маленькая.
4
Маршрут: лучше меньше, да лучше
Очень часто люди хотят увидеть много мест за одну поездку. В реалиях Русского Севера это может привести к тому, что вы пронесетесь галопом по Европам, на пару часов заскочив туда, и туда, и еще вот сюда. Но пространства большие, транспортная доступность многих мест затруднена. В результате на дорогу потратите во много раз больше времени, чем на осмотр интересующих вас локаций.
Мой совет: не старайтесь увидеть сразу всё. Возможно, даже одна часовня на кладбище при покинутой деревне, рядом с которой вы пробудете полдня, один монастырь, в котором вы задержитесь пару суток, или один город, который вы обойдете, заглянув в его не туристические уголки, и, наконец, одна река, вдоль которой вы проедете, больше скажут вам о Русском Севере, чем десятки мест и тысячи километров, пролетевших перед вами за неделю.
Для примера: в 2014 году мы с сыном проехали вдоль Пинеги (правда, еще с заскоком в Ловозерские тундры), и все это потянуло ровно на две недели времени и более чем на 7 тысяч километров, из которых примерно 3 тысячи километров и 5 дней пришлись на движение вдоль Ваги, Северной Двины, Илеши и в основном Пинеги. И на Пинегу, как я теперь могу точно сказать, надо было бы отвести больше времени. Так что в плане протяженности в километрах и часах даже один географический объект может быть весьма значительным и богатым на события и впечатления. Например, в Кенозерье можно ездить годами.
5
Ради чего?
С этого пункта, может быть, стоило и начать. Определитесь, чего вы ждете от этого путешествия на Русский Север? Там нет буйства тропической природы, нет грандиозности не то что Гималаев или Памира, но даже и близких Кавказских гор, там нет такой концентрации на сравнительно небольшой территории архитектурных, природных, исторических достопримечательностей, как, например, в Италии. Зачастую от одного памятника до другого надо проехать не одну сотню километров, которые еще и не всякий транспорт выдержит без последствий. На это нужны время, силы, деньги. Там нет такой развитой инфраструктуры для туриста-путешественника, как в Европе или Америке. Зачастую даже настоящий местный колорит нужно еще суметь разглядеть. Не то что, скажем, в Индии. Если вы ждете всего перечисленного, то, скорее всего, поездка на Русский Север вас разочарует.
Но возможно, вас захватят эти пространства, эти храмы, эти села и города, словно выросшие здесь из-под земли — как цветы или грибы рождаются из той же земли.
Возможно, вы ощутите свое родство с этой землей, с ее историей, ее красотой и ее ранами.
Возможно, вы поразитесь стойкости и доброте людей, живущих там, и почувствуете себя среди них как дома. И задышите так глубоко и свободно, как, возможно, давно уже не дышали.
И тогда вы не сможете не стремиться туда вновь и вновь, несмотря на все возможные трудности, связанные с таким путешествием. И будете постепенно все глубже открывать для себя этот удивительный, мощный и скромный, не выпячивающий свои богатства поверхностному взгляду край — Русский Север.