В собор Соловецких святых за пять веков было включено 52 имени, а в собор новомучеников и исповедников Соловецких за двадцать лет вошло более шестидесяти имен. Вспомним некоторых из них.
1
Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман
Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман —основоположники Соловецкой обители. Преподобный Савватий открыл суровые острова, как идеальное место для иноческих подвигов. Преподобный Зосима положил начало монашескому общежитию, а преподобный Герман сделался их верным спутником и помощником.
Прибыв на Соловки в первой половине XV века и зажив на пустынных островах, отделенных от обитаемых мест на сорок верст волнами Белого моря и на восемь месяцев отрезанных от берега, они всецело подчинили себя Богу, поставив главной целью не борьбу с внешними врагами, не материальные успехи, не деятельность для мира, а спасение души.
2
Святитель Филипп Московский
Святитель Филипп, происходивший из знатного боярского рода Колычевых, до избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря. В обители он проявил себя не только крепким хозяйственником и руководителем, но и образцом для всей братии в монашеском делании. Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем. При нем на Соловках началось каменное строительство.
В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Во время этого служения он открыто выступил против опричнины царя Ивана Грозного. За это он попал в опалу, был лишен сана в 1568 году и отправлен в тверской Отроч Успенский монастырь.
Там в конце декабря 1569 года святитель Филипп был убит приближенным царя Малютой Скуратовым. Тело святого сначала похоронили в Отроче монастыре. В 1591 году монахи Соловецкого монастыря получили разрешение на перенесение мощей святого митрополита в родную для него обитель.
В 1652 году митрополит Никон (будущий Патриарх) по благословению Патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего предшественника Ивана Грозного. Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.
На месте встречи святыни московским духовенством и народом поставили крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).
3
Преподобный Иринарх Соловецкий
Преподобный Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями.
Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, он призывал к тому же и монахов. Под духовным руководством преподобного Иринарха в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове.
Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы.
Преставился святой 17 июля 1628 года.
4
Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита
До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем. В XV–XVI веках здесь стали селиться монахи-отшельники, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, но вскоре он опустел.
В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Подвижник страдал от видений бесовских, но однажды, по преданию, перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, и напиши на стенах кельи: “Христос с нами уставися”». Слово «уставити» – по-славянски означает «удержать» или «не допустить». С тех пор все анзерские подвижники стали писать на дверях келий эти слова.
Вскоре после этого Елеазар принял от подвижника Фирса пострижение в схиму. Он стал жить возле Троицкой губы. Старец вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани и менял у мореплавателей на съестные припасы. Слава подвижнической жизни святого Елеазара привлекала к нему новых и новых искателей уединения. Преподобный ввел для сподвижников строгий древний иноческий устав, и началась история Анзерского Свято-Троицкого скита…
Около 1635 года в скит к Елеазару пришел Никита Минин, принявший от него постриг с именем Никон. Никон прожил в скиту три года. Однажды, согласно житию, Елеазар имел видение, в котором на плечах Никона был омофор, тем самым ему предрекалось будущее патриаршество (в 1652 году Никон стал Патриархом Московским и всея Руси).
5
Священномученик Илларион (Троицкий), архиепископ Верейский
Святитель Иларион — один из самых выдающихся богословов Русской Церкви XX века. Его научные и публицистические труды еще до революции были известны и читаемы во всей России.
Писатель, миссионер, он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал приближенным святого Патриарха Тихона. Во время Поместного Собора 1917–1918 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Вскоре после избрания на Патриарший престол святого Патриарха Тихона архимандрит Иларион был рукоположен во епископа и стал главным помощником и сподвижником Святейшего в деле спасения Церкви от богоборцев. Вплоть до своего ареста он был секретарем и главным консультантом Патриарха по богословским вопросам.
Известие о том, что владыка Иларион изгнал из Сретенского монастыря обновленцев и в массовом порядке принимает их покаяние, причем сделал это под самым носом у чекистов (монастырь расположен на улице Большая Лубянка!), разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами каялись и возвращались в Церковь. Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону такого позора, и вскоре он был в очередной раз арестован…
Архиепископа Илариона осудили на три года лагерей. 1 января 1924 года он был привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки.
Святитель Иларион (Троицкий) стал одним из миссионеров Соловков. Известно, что для многих заключенных и сотрудников СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), выросших в годы большевистского безбожия, владыка Иларион стал тем человеком, который впервые рассказал им о Христе и Евангелии.
В лагере он продолжал строго соблюдать монашеские обеты. Своим нестяжательством он поражал окружающих — он просто отдавал всем всё, что у него просили. Ни на какие оскорбления окружающих никогда не отвечал, казалось, не замечая их.
Cсыльный епископат в знак особого уважения избрал святителя Илариона своим архипастырем — главой Соловецкого православного духовенства. Во время молитвы верующие на Соловках поминали его «архиепископом Соловецким»… Как повествует писатель Борис Ширяев, сам прошедший СЛОН, авторитет архиепископа Илариона на Соловках был огромен. Святитель Иларион провел на Соловках в общей сложности два трехлетних срока (1923–1926 и 1926–1929). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка. После Соловков была ссылка в Казахстан… Во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.