Тотемское барокко: как у небольшого русского города появился собственный стиль?

Среди вологодских лесов на берегу реки Сухоны стоит небольшой город Тотьма. Именно он дал название целому архитектурному стилю — тотемскому барокко, который также называют «русским стилем морских открытий». Ведь из Тотьмы отправились десятки морских экспедиций, прославившие город появлением собственного архитектурного стиля.

1

Капиталистическое соревнование

Тотьма, маленький город в глуши, далекий, казалось бы, от морей и океанов, с XVIII века стал городом мореплавателей — отсюда по реке Сухоне к Белому морю и далее уходили корабли. Уходили зачастую очень далеко — в Атлантический и Тихий океаны. Уходили и в Америку. Более того, русские колонии в Америке связаны именно с Тотьмой.

А еще в Тотьме возводилось множество церквей. На первый взгляд может показаться, что между развитием судоходного дела и строительством храмов нет прямой зависимости, но это не совсем так. Развитие каменного строительства в городе и формирование собственного архитектурного стиля были напрямую связаны с морскими экспедициями, снаряженными тотьмичами. Храмы, которые мы и сегодня можем видеть в городе, — это результат своего рода соревнования тотемских купцов между собой, благодаря которому и шло развитие стиля, позже названного тотемским барокко. Возводимые купцами храмы были показателями успешности их экспедиций и хорошего достатка, поскольку строились «от избытка капитала».

Позднее из Тотьмы стиль начал распространяться и в другие районы. Две трети храмов в тотемском стиле находятся в бывшем Тотемском уезде, но есть несколько храмов и в Солигаличском районе недалеко от Костромы, и даже в Котласском районе Архангельской области.

2

Храмы-парусники

Стиль, в котором украшались фасады тотемских храмов, получил название «барокко» из-за своей схожести с известным узорчатым стилем. Первыми зодчими тотемского стиля были Федор Иванович Титов и его сын Максим. Храмы в стиле тотемского барокко можно сразу определить по картушам (или клеймам, как они изначально назывались). «Lacartouche» переводится с французского как «рамка» или «свиток с надписью». Такие свитки-картуши изображались на мореходных картах в XVIII веке — их копии мы и можем видеть на стенах тотемских храмов. Эти украшения в сочетании с формой храмов, напоминающей парусники, отсылают к истории далеких путешествий и морских открытий. В XVIII веке эти украшения помогали без труда определить, что заказчиком храма являлся купец или мореход.

Кстати, и самой своей формой многие тотемские храмы напоминают морские корабли-парусники. Тоже местная особенность.

Отсюда и пошло второе название тотемского барокко — «русский стиль морских открытий». В отличие от обычных картушей, сделанных по типу лепнины, тотемские картуши представляют собой часть кладки стены. К тому же картуши различаются формой и узорами: можно найти картуши, украшенные цветами, раковинами, крестами и звездами. Всего архитекторы насчитывают около пятидесяти видов картушей, найденных на стенах тотемских храмов. Именно картуши послужили тому, что в 1962 году тотемское барокко было признано самостоятельной архитектурной школой. А это большая редкость для уездного города. Во многом этому способствовали исследования, проведенные известным искусствоведом, доктором наук Прокопием Александровичем Тельтевским.

3

Исследовательские экспедиции жителей Тотьмы

Тотемские мореходы занимались не только торговлей. Известно, что в XVIII веке корабль тотемского купца Федора Холодилова «Святой Иоанн» участвовал в экспедиции, открывшей группу Ближних островов Алеутского архипелага.

Всего же тотемские купцы снарядили около двадцати экспедиций — а это больше, чем отправили купцы Москвы, Вологды и Великого Устюга вместе взятые. Именно тотемские купцы стали развивать торговлю через Восток — отправлять экспедиции в Тихий океан. Наверное, самым известным из тотемских мореходов был Иван Александрович Кусков — основатель и комендант крепости Форт-Росс в Калифорнии. Поэтому встречается выражение, что тотемские храмы — это летопись русского открытия Америки.

4

Новое время

К сожалению, за первые советские десятилетия Тотьма потеряла огромную часть своего архитектурного наследия. Если до революции было известно примерно о двадцати храмах в стиле тотемского барокко, то за XX век восемь из них были утрачены. Колокола церквей сдавали на переплавку или разбивали — так, например, был разбит уникальный колокол весом в 700 пудов, отлитый местным мещанином Денисовым. А в 1970-е годы по генплану предполагалось снести почти весь исторический центр города.

Но к счастью, некоторые удивительные храмы удалось отстоять благодаря тому, что они были признаны памятниками архитектуры. Поэтому сегодня мы можем видеть примеры тотемского барокко — и среди них храм Входа Господня во Иерусалим, который многими считается вершиной русского стиля морских открытий. Только на одной этой церкви насчитывается девять видов клейм-картушей. Сейчас эта церковь недействующая, но, к счастью, в 1990-е годы в ней была проведена реставрация, что спасло этот удивительный памятник от разрушения.

Фото Olga1969/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!