На Великорецкий крестный ход съезжаются паломники со всех концов России. Первое документальное упоминание об этом паломничестве относится к 1546 году.
История паломничества связана с историей чудотворного образа святителя Николая Мирликийского.
По преданию, сияющая икона была обретена в 1383 году крестьянином Семеном Агалаковым на берегу небольшой реки, позже названной Великой, рядом с деревней Крутицы. Икона исцелила одного из жителей деревни, который не мог ходить. К образу началось паломничество. Икона прославилась многими чудесами. На месте ее обретения построили деревянную часовню. Позже образ перенесли в Хлынов, столицу Вятского края, и разместили в храме Прокопия Устюжского.
В главном источнике по этой традиции — «Повести о Великорецкой иконе святителя Николая» — рассказывается, что великорецкий священник, опасаясь вражеского набега, хотел сам перенести чудотворный образ под защиту крепких крепостных стен Хлынова, но не смог сдвинуть икону с места: не ему одному этот образ был послан Богом, а всем людям.
Священник не сразу понял знак Божий. Сперва он отправился в Хлынов и вернулся вместе с несколькими знакомыми клириками. Но и им не удалось сдвинуть чудотворный образ: Господь тем самым вновь показал, что судьбу иконы должны решать не только священники, но и все местные жители. И лишь когда вятчане пообещали ежегодно доставлять чудотворный образ к к месту его первоначального пребывания, великорецкие жители с этим согласились и отпустили свою драгоценную святыню в Хлынов.
С тех пор Великорецкий крестный ход проходил ежегодно. Вскоре в честь иконы в Хлынове возвели Никольский собор, ставший впоследствии главным храмом города. Надо сказать, что организованной колонной верующие стали ходить лишь начиная с 1989 года, а в прежнее время единого маршрута не было, разные группы паломников ходили своими путями.
Современный крестный ход проходит со списком (копией) обретенной иконы Николая Чудотворца, также прославленной чудотворениями. Начинается он 3 июня в Кирове и в течение трех дней движется около 100 километров к реке Великой, к месту обретения иконы Николая Чудотворца. Проходит через поселок Макарье, села Бобино, Монастырское, Горохово. В конечном пункте, селе Великорецком проводятся молебны — в храмах и на берегу реки Великой. 8 июня паломники возвращаются обратно.
До 1786 года крестный ход совершался по воде — по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах. Жители Вятки провожали чудотворный образ до реки Вятки, служившей естественной границей города, там с ним прощались. С иконой оставались только священники и «избранные горожане», помогавшие священнослужителям доставить икону в село Великорецкое. До последней четверти XVIII века — по реке, затем по суше, через села Бобинского и Великорецкого станов. Сначала — туда, потом — обратно.
Спустя несколько дней, когда икона возвращалась с реки Великой, жители Вятки снова встречали ее, как самого святителя Николая, у села Филейского. Обойдя крестным ходом город, они торжественно вносили чудотворный образ в кремль и ставили в кафедральном соборе, где она находилась до следующего паломничества.
Уже в глубокой древности слава о Великорецкой иконе дошла до Москвы. Дважды вятчане приносили на поклонение этот образ — в 1555 и в 1614 годах. В память о первом посещении столицы один из приделов московского собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного) был освещен в честь Великорецкого образа.
В советское время традиция Великорецкого паломничества сохранялась до 1935 года, пока не был взорван кафедральный собор в Вятке, где хранилась икона святителя Николая. Икона была утрачена и крестные ходы прекратились. Официально проведение хода запретили, но небольшие группы верующих продолжали совершать паломничество на берег реки Великой к месту обретения чудотворной иконы. В 1959 году попытались запретить и это — вышел официальный запрет на частное паломничество. Большинство людей это отпугнуло, вместо тысяч стали приходить лишь несколько десятков человек, но все-таки можно сказать, что походы к Великой продолжались.
Лишь с 1989 года запрет на паломничество отменили. Но полностью возобновить крестный ход разрешили не сразу. С 1989 по 1991 годы к месту обретения иконы можно было ходить только от села Чудиново, которое находится в десяти километрах от Великорецкого. С 1992 года крестный ход вновь стал совершаться в полном объеме.
В 2000 году праздновалось 600-летие Великорецкого крестного хода, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II придал ему статус всероссийского.
Великорецкий чудотворный образ Святителя Николая остается самой почитаемой иконой Николая Чудотворца в России.
Фотографии: Алексей Мякишев