Война на Русском Севере

События Великой Отечественной войны на Севере, в первую очередь в Заполярье, не были столь масштабны, как на других фронтах. Но и здесь, в тяжелейших природно-климатических условиях, нашлось место и горечи поражений, и подвигам, и победам.

1

Самый неудачный блицкриг

В Заполярье активные боевые действия начались позже, чем на других участках советско-германского фронта — лишь 29 июня 1941 года. По одной из версий задержка имела комичную причину: командование немецкой армии «Норвегия» планировало использовать танки, но выяснилось, что дорога Петсамо (Печенга) — Титовка заканчивается обрывом и бронетехника бесполезна. Впрочем, вероятней, что Германия не хотела вторгаться до того, как Финляндия, граничившая с СССР в районе Петсамо, вступит в войну. За неделю отсрочки советская сторона эвакуировала население и часть оборудования предприятий.

Фото Евгения Халдея

Наконец, наступление пяти немецких и двух финских дивизий началось. Основной задачей вражеских войск, основу которых составляли австрийские егеря, подготовленные и экипированные для горной войны, был прорыв к Мурманску и блокада города. На следующем этапе Мурманск должен был быть взят, и после выхода к берегу Белого моря планировалось наступление на Архангельск.

Все планы рухнули. Противник был остановлен на реке Западная Лица, в месте, названном тогда Долиной Смерти, а позже — Долиной Славы. Неудачей окончились и попытки немцев прорваться к Кандалакше. Одним из факторов успешной обороны стали тактические десанты, проведенные Северным флотом в июле и в августе, первые в Великой Отечественной. Они были подготовлены так хорошо, что с эвакуированных плацдармов удавалось забрать все вооружение и лошадей.


Мурманское направление стало единственным театром боевых действий, где враг не сумел перейти советскую границу. Правда, старую, 1939 года. В районе горного хребта Муста-Тунтури немецкие войска продвинулись лишь на 9 километров и были остановлены на высоте Погранзнак, получившей название, по пограничному знаку, сохранившему после переноса границы. На всем остальном фронте, до Черного моря, врага не удалось сдержать ни на новой, ни на старой границе.


К осени полярный фронт стабилизировался и началась позиционная война. Немцы больше не пытались прорваться к Мурманску, но и советское наступление в апреле — мае 1942 года тоже не удалось. Это была единственная битва, в которое наши войска потеряли обмороженными гораздо больше, чем немцы: о том, что в мае в Заполярье дождь может смениться вьюгой, командование не подумало или вообще не знало.

Но даже несостоявшийся прорыв фронта заставил немцев отказаться от наступательных планов, и в Заполярье до осени 1944 года установилось наземное затишье.

Подробнее о боевых действиях в Карелии читайте в материале «Земля четырех войн: как шла борьба за Карелию в XX веке».

2

Битва за ленд-лиз

Если боевая активность на побережье Баренцева моря затихла, то борьба за морские коммуникации только разворачивалась. Еще в сентябре 1941 года в Архангельск прибыл первый британский конвой «Дервиш», доставивший разобранные истребители «Харрикейн», каучук, шерсть и ботинки.

Каждый конвой имел свой буквенно-цифровой код, причем буквы были постоянные — до лета 1942 года PQ, позже — JW, по именам британских офицеров, ответственных за конвои. Так как «Дервиш» прибыл до введения этой системы, он считался нулевым — PQ-0.

До конца войны в порты Мурманска, Архангельска и Североморска добрались более 40 конвоев, плюс несколько судов вне караванов. Они доставили почти 40 % всех грузов, полученных СССР от стран-союзников — оружие, автомобили, стратегическое сырье, продовольствие, одежду, медикаменты.

Бомбардировка Мурманска

Арктический путь в СССР, по которому было доставлено чуть меньше половины грузов всего ленд-лиза, был не единственным, но самым близким. Впрочем, как показали дальнейшие события, и самым опасным.

Нацисты не сразу обратили внимание на арктические конвои и начали противодействие лишь в начале 1942 года. Одним из инструментов стали массированные налеты на Мурманск. Наиболее мощный состоялся 12 июня 1942 года — было сброшено более 12000 тысяч зажигательных бомб. Больше бомб, чем на Мурманск, было сброшено лишь на Сталинград. Город сгорел почти полностью, причалы — повреждены, и некоторое время конвои могли принимать лишь Архангельск и соседний с ним Североморск.

Усилилась и борьба немцев с конвоями. На север, в норвежские базы были переброшены подводные лодки, эскадрильи самолетов и тяжелые надводные корабли, включая самый крупный линкор военно-морского флота Германии — «Тирпиц». Серьезное значение имел географический фактор: с приближением лета светлое время увеличивалось и воздушным разведчикам было легче находить конвои. Каждая операция по проводке приводила к гибели нескольких судов и одного-двух кораблей сопровождения.

Английские ВМС не могли гарантировать конвоям полную защиту. Корабли требовались и на других военных театрах, например в Средиземном море и у самих британских берегов. Английское сопровождение доводило суда до 20 градуса восточной долготы, приблизительно до острова Медвежий, где начиналась ответственность Северного флота. Однако возможности советских ВМФ были ограничены, а британское Адмиралтейство рекомендовало кораблям избегать сражений с превосходящими немецкими надводными силами, в частности с линкором «Тирпиц».

Это и привело к трагедии конвоя PQ-17. Он достаточно успешно оборонялся от атак немецких самолетов и подводных лодок. Но сообщение о том, что «Тирпиц» вышел на перехват, привело к приказу Адмиралтейства: крейсерской группе оставить конвой, эсминцам сопровождения присоединиться к крейсерам, а конвою — рассеяться и идти в советские порты самостоятельно. В результате из 35 судов погибли 22. Их уничтожали только самолеты и подлодки — «Тирпиц» вернулся на базу в Норвегии, не поучаствовав в бою.

Следующий конвой был отправлен только в сентябре и впервые сопровождался авианосцем. В дальнейшем возможности защиты увеличивались, нередко грузы полностью доставлялись в Мурманск и Архангельск, а немцы теряли по несколько подлодок и десятки самолетов в неудачных атаках.

Последний арктический конвой вошел в Кольский залив 20 мая 1945 года. Несмотря на тяжелые потери, морским путем в порты Русского Севера были доставлены сотни тысяч тонн стратегических грузов и, что особенно важно — в 1941 и 1942 годах, когда в них была особая потребность.


Северный морской путь тоже стал зоной боевых действий. Немецкие подлодки атаковали отдельные советские суда и небольшие конвои, а в августе 1942 года на СМП вышел тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Его задачей было уничтожение сразу двух конвоев, идущих с востока и запада, в районе пролива Вилькицкого. Но 25 августа «Адмирал Шеер» встретил одинокий ледокол «Александр Сибиряков» — тот перед гибелью успел послать радиограмму о встрече с немецким крейсером. «Адмиралу Шееру» пришлось ограничиться обстрелом порта Диксон и уйти в Норвегию.


3

Последние залпы в Заполярье

В 1944 году Финляндия вышла из войны на стороне Германии и даже участвовала в боях против бывшего союзника в финской Лапландии. Но в Заполярье оставалась мощная немецкая группировка. Ее задачей было охранять добычу металлов, в первую очередь — никеля в северной Норвегии.

Петсамо-Киркенесская операция

7 октября началась Петсамо-Киркенесская операция — последнее большое советское наступление 1944 года, или, как его тогда называли, «Десятый сталинский удар». Войскам Карельского фронта предстояло брать укрепления, строительство которых началось еще в 1941 году. За три года немцы продолбили в гранитных скалах огневые точки, оборудованные не только артиллерией и пулеметами, но и стационарными огнеметами.

Однако Красная армия уже научилась преодолевать любую немецкую оборону. За два дня Заполярный фронт был прорван на всех участках, к 21 октября противник вытеснен за советскую границу, а на следующий день началось освобождение Северной Норвегии при участии норвежских подпольщиков. Как и в 1941 году, большая роль принадлежала тактическим десантам Северного флота, захватывавшим причалы и береговые батареи. В ноябре немецкие войска покинули норвежскую провинцию Финнмарк — и война в Заполярье закончилась.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!