На Соловках бывали многие известные люди. Кто-то по своей воле, кто-то — вопреки, а для кого-то острова стали местом, где завершилась их земная жизнь. Вспомним лишь несколько имен…
1
Митрополит Филипп (Колычев)
В 1537 году 30-летний сын богатого боярина Степана Колычева Федор, ввязавшийся в неудачную политическую интригу, вынужден был бежать из Москвы. Он явился в Соловецкую обитель и стал послушником, а через полтора года — монахом с именем Филипп. Смиренно выполнял самые тяжелые послушания в кузне, в пекарне, а через девять лет по желанию всей братии был посвящен в сан игумена. За восемнадцать лет игуменства он сумел превратить обитель в мощный северо-западный форпост России, один из самых значимых для государства монастырей, создал огромное крепкое хозяйство.
Царь Иоанн Грозный очень любил святителя Филиппа, осыпал обитель милостями, дарил земли, соляные варницы, пожаловал грамоту на беспошлинную продажу соли. Ценя заслуги соловецкого игумена, в 1566 году царь призвал Филиппа на престол митрополита Московского и всея Руси. Однако святитель не стал угодником и приближенным Иоанна — митрополит стоял за правду, обличал опричнину, жестокость царя, защищал от царского гнева невинных и гонимых, за что впал в немилость, был оклеветан, изгнан из храма, сослан в Тверской Отроч монастырь и там, в заточении, в 1569 году убит Малютой Скуратовым.
Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины — 23 декабря. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января.
2
Протопоп Сильвестр
Новгородский священник — не родовитый, не именитый — стал вдруг влиятельным политиком в Российском государстве, другом и советчиком самого Иоанна Грозного! Подсказывал молодому государю, с кем и когда воевать России, кто и как будет ею управлять… Но при Грозном царе судьбы людей ломаются в одночасье, и вот уже священник, политический и литературный деятель — в опале. Сильвестр потерял расположение и доверие царя и был отправлен в ссылку сначала в Кирилло-Белозерский монастырь, а оттуда — на Соловки. Там он принял монашеский постриг с именем Спиридон. Как пишет историк Николай Костомаров, «…положение его там не могло быть очень тяжелым: игуменом в Соловках был Филипп Колычев, впоследствии митрополит, человек, как оказывается, сходившийся в убеждениях с Сильвестром. С тех пор имя Сильвестра уже не встречается в памятниках того времени…».
Сильвестр известен также как автор (или переписчик-популяризатор, здесь мнения историков расходятся) знаменитого средневекового сочинения «Домострой», своего рода энциклопедии русской жизни. «Домострой», написанный в форме наставлений отца сыну, касался и хозяйственных, и нравственных, и духовных вопросов. Для своего времени это было очень продвинутое произведение, смягчающее общественные нравы.
3
Патриарх Никон
Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился в 1605 году под Нижним Новгородом. Мальчиком убежал от мачехи в монастырь, но позже покинул обитель, женился, стал сельским священником и переехал в Москву. Потрясенный смертью своих троих детей, он убедил жену уйти в монастырь и сам удалился сначала на Белоозеро, а затем — на Соловки. В 30-летнем возрасте принял постриг от основателя Анзерского скита преподобного Елеазара и был наречен именем Никон. Годы строгой жизни на острове Анзер с Елеазаром многое ему дали, так как Елеазар был книжным человеком: собирал книжные пожертвования, переписывал книги, писал собственные сочинения. Никон в своей дальнейшей жизни тоже не только «исправлял» книги, но и собирал их, жертвовал в монастырские библиотеки. Он собран самую богатую тогда в Москве библиотеку — более одной тысячи томов.
Слава Елеазара, который был «своим человеком» в доме Романовых, сыграла в карьере Никона большую роль. Не исключено, что именно благодаря Елеазару Никон впервые встретился с будущим своим другом — царем Алексеем Михайловичем, бывшим в ту пору еще подростком.
В 1639 году будущий реформатор был вынужден покинуть Троицкий скит на Анзерском острове архипелага из-за конфликта со своим духовным отцом. Став в 1649 году митрополитом Новгородским, в чьем официальном подчинении находилась и Соловецкая обитель, Никон стал всячески притеснять место, давшее ему когда-то приют.
В 1652 году Никон, согласно царскому желанию, избран был в патриархи. Шестилетнее управление Никоном Русской Церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается исправление Никоном церковных книг. Знаменитое «соловецкое сидение» — вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона — обернулось для обители, когда-то покровительствовавшей будущему патриарху, падением, казнями и разорением на долгие годы.
4
Царь Петр I
Визиты царя Петра в Соловки связаны с созданием русских торгового и военного флотов. В 1693 году Петр ходил на яхте «Святой Петр» из Архангельска по Белому морю до Поноя, заложил в Солóмбале судоверфь и начал строить торговые суда европейского типа. В 1694 году Петр совершил второй поход по Белому морю: спустил на воду строившийся на Соломбале корабль «Апостол Павел» и на яхте «Святой Петр» сходил к Соловецкому монастырю, попал в тяжелейшую бурю и потерпел кораблекрушение. Высадился на берег возле Пертоминского монастыря. Пробыл там несколько дней. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: «Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694».
Второй визит Петра в Соловки, в 1702 году, связан с началом активных военных действий России по захвату региона Балтийского моря. В составе архангельской эскадры на яхте «Транспорт-Рояль» Петр второй раз прибыл в Соловецкий монастырь. Он привез с собой разобранную церковь, которую матросы собрали на острове Большой Заяцкий. Считается, что именно при возведении храма в честь святого апостола Андрея Первозванного царь Петр придумал и утвердил Андреевский стяг — боевой флаг Военно-морского флота России.
5
Архимандрит Вениамин (Кононов)
Родился в 1868 году в крестьянской семье Шенкурского уезда Архангельской губернии. В 25 лет пришел в Соловецкий монастырь. 10 лет был трудником, потом — послушником. В 1903 году пострижен в монашество с именем Вениамин. В 1910 году братия избрала его духовником обители. Через два года Вениамин был назначен настоятелем Антониево-Сийского монастыря с возведением в сан архимандрита. Пять лет успешно управлял обителью, был дважды отмечен наградами, в том числе орденом Святой Анны.
В 1917 году по просьбе соловецкой братии архимандрит Вениамин вернулся в родной монастырь и управлял обителью до ее закрытия. В 1920 году архимандрит вместе со своим помощником иеромонахом Никифором был арестован большевиками и сослан на принудительные работы в Холмогорский лагерь. Там пробыл «во узах и горьких работах» два года.
Отбыв срок наказания, архимандрит поселился в Архангельске, а позже соорудил келью в глухом лесу и прожил там с иеромонахом Никифором 3 года. В ночь с 16 на 17 апреля оба монаха во время совершения пасхального богослужения трагически погибли — были сожжены заживо грабителями.
В 2000 году архимандрит Вениамин был причислен к собору новомучеников и исповедников Российских, а также вошел в собор Соловецких святых.
6
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв
22-летнего Дмитрия Лихачева арестовали в Ленинграде за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук» и в конце 1928 года направили в Соловецкий лагерь особого назначения. Там он пробыл до ноября 1931 года, после чего с другими соловецкими заключенными был переведен на строительство Беломорско-Балтийского канала, организованного как подразделение Соловецкого лагеря.
На Соловках Дмитрий Сергеевич участвовал в деятельности Соловецкого общества краеведения (СОК), работал в Криминологическом кабинете (КримКаб), помогал создавать первую в стране внутрилагерную трудовую колонию для подростков. Будущий академик занимался в заключении научной работой и опубликовал свои первые научные статьи «Воровской обычай игры в карты», «Черты первобытного примитивизма в уголовной среде», «Арготические слова профессиональной речи» в лагерном журнале «Соловецкие острова». Позднее Лихачев не раз подчеркивал, что считает Соловки своим главным университетом, предоставившим ему возможность общаться с выдающимися учеными, деятелями культуры, архипастырями Русской Православной Церкви, находившимися в заключении на Соловках. Глубокий интерес Дмитрия Сергеевича к истокам русской культуры и словесности во многом был порожден опытом пребывания в стенах одного из древнейших и значительных российских монастырей.
Уже возглавив сектор древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), Дмитрий Сергеевич одним из первых в Советском Союзе, еще в 1960-е годы поднял вопрос о возрождении памятников Соловецкого архипелага. Лихачев стоял у истоков создания Соловецкого музея-заповедника, передал в фонды музея свои личные вещи.
7
Павел Флоренский
Священник Русской Православной Церкви, богослов, религиозный философ, поэт Павел Александрович Флоренский родился в 1882 году на территории нынешнего Азербайджана. Закончил физико-математический факультет Московского университета, затем — Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой лавре, преподавал в ней, писал книги по философии культа и культуры. У Павла Александровича появилась семья, дети, в 1911 году он стал священником.
После революции Флоренский работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.
После закрытия Лавры Флоренского, как крупного ученого, приглашают на работу в ВСНХ (Высший совет народного хозяйства — организационную структуру, которая после 1923 года была преобразована в систему наркоматов) и в Главэлектро (Главное управление электротехнической промышленности). Здесь он делает ряд крупных научных открытий, разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы — карболит — которую стали называть «пластмассой Флоренского». На службу в советские учреждения отец Павел ходит в священническом подряснике.
Первый раз его арестовывают в 1928 году, но вскоре отпускают. В 1933 году арестовывают снова и приговаривают к 10 годам лагерей и ссылают на Дальний Восток. В 1934 году отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей агар-агара и йода из морских водорослей. «Умный йод» Павла Флоренского пришел к нам из Соловецкого лагеря особого назначения.
Известный ученый-химик А. Г. Фаворский вспоминает: «…Флоренский на Соловках был самый уважаемый человек — гениальный, безропотный, мужественный, философ, математик и богослов. Мое впечатление о Флоренском, да это и всех заключенных мнение, бывших с ним, — высокая духовность, доброжелательное отношение к людям, богатство души. Все то, что облагораживает человека».
В декабре 1937 года отца Павла Флоренского расстреляли по приговору особой тройки УНКВД по Ленинградской области. Реабилитировали Флоренского в 1959 году — «за неимением состава преступления».
8
Борис Ширяев
Самое известное произведение русского писателя «второй волны» изгнания Бориса Николаевича Ширяева «Неугасимая лампада», посвященное его пребыванию в лагере на Соловках, писалось с середины 1920-х и было завершено в 1950 году. Это документальный роман из серии рассказов о событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. Книга открывалась словами: «Посвящаю светлой памяти художника Михаила Васильевича Нестерова, сказавшего мне в день получения приговора: “Не бойтесь Соловков. Там Христос близко”».
Ширяев родился в 1889 году в семье родовитого помещика, получил блестящее образование в Москве и в Германии, воевал в Первую мировую. После революции предпринял неудачную попытку перебраться в Добровольческую армию, несколько раз арестовывался большевиками и приговаривался к смертной казни, бежал. В 1922 году после ареста смертную казнь заменили десятью годами ссылки на Соловки. Там наряду с каторжными работами Борис Николаевич участвовал в лагерном театре и журнале «Соловецкие острова», где в 1925–1926 опубликовал повесть «1237 строк» и несколько стихотворений: «Соловки», «Диалектика сегодня», «Туркестанские стихи» и другие. Ширяев собирал и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником.
В 1929 заключение в СЛОНе было заменено ссылкой на три года в Среднюю Азию, где Борис Николаевич работал журналистом. По возвращении снова были аресты, попытки преподавательской работы… Во время оккупации Ширяев ушел с немцами за границу, жил в Италии, писал антисоветские и научные статьи, книги. Скончался в 1959 году в Сан-Ремо (Италия).