Железная пустынь и чугунка Гаскойна: как Карелия смогла стать центром инноваций Российской империи

Сегодня Карелия ассоциируется с озерами, лесами и скалами. Трудно поверить, что здесь еще в XVI веке появилось первое региональное предприятие мануфактурного типа, а в конце XVIII века — первая российская железная дорога.

1

Пушки для севера

Чтобы в XVI веке создать металлургическую мануфактуру, требовалось сочетание нескольких факторов: источники руды, доступный лес — получать древесный уголь, река — для водяной мельницы и транспортировки. А также умный, волевой администратор, способный организовать производство.

Колесо водяного млина Гамори. Фото Юрій Крилівець/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

Таким администратором был игумен Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря святитель Филипп Московский (в миру Федор Колычев). Хозяйственная деятельность игумена Филиппа на Соловках ассоциируется в первую очередь с солеварнями, каналами, мельницами, строительством новых храмов. Кроме этого, недалеко от впадения реки Пялы в реку Колежму, был создан металлургический завод, называвшийся Железная пустынь. Он работал на болотной руде, имел водяную мельницу — движок механического молота и мехов, чтобы раздувать горны. Пушки Железной пустыни изготовлялись для стен Соловецкого монастыря и соседних острогов, а металлические изделия поменьше, от фитильных ружей до подков расходились по всему Русскому Северу.

О хозяйственных инициативах игумена Филиппа подробнее рассказано в нашем материале: «Как русские монахи построили передовую экономику в суровом месте»

В 1566 году игумен был вызван в Москву Иоанном IV, избран митрополитом, позже обличал опричнину, был лишен сана и умер в заключении, вероятно, был задушен. В середине следующего века царь Алексей Михайлович покается за поступок Грозного, митрополит Филипп будет прославлен как святитель. Железная пустынь, как и многие начинания игумена Филиппа, сохранилась и действовала до 1705 года.

2

Олонецкая горная империя

Причиной закрытия Железной пустыни стала «административная конкуренция» — появление казенных заводов. Первые медеплавильные предприятия появились в Карелии в конце XVII века и были частными — их открывали датчане и новгородские купцы. Петр I велел выкупить в казну все частные мануфактуры. Так появились Олонецкие казенные заводы. Самым знаменитым стал Шуйский оружейный, будущий Александровский завод, основа города Петрозаводска. Кроме него, возникли еще несколько предприятий. Они бурно развивались: Северная война требовала пушкек и ядер, кроме того, металлические изделия, например, якоря были востребованы верфями новой столицы — Санкт-Петербурга. Карельская металлургическая продукция доставлялась по Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру и Неве.

Александровский пушечно-снарядный завод в Петрозаводске. Фото из альбома «Олонецкая губерния. 1888-1890»

Судьба Олонецких заводов была непроста. Во-первых, они работали с сырьем худшего качества, чем уральские конкуренты. Во-вторых, когда закончилось правление Петра I с постоянными войнами, казенные мануфактуры пришли в упадок, производство сохранилось лишь на Кончезерском заводе.

Стимулом к возобновлению производства стали войны времен Екатерины II. Тогда же произошло событие, названное в советской историографии Кижским восстанием, — массовый отказ от работ приписных крестьян. Государственная промышленность той эпохи была основана на бесплатной работе жителей сел, приписанных к предприятиям. Когда нагрузка возрастала, крестьяне отказывались повиноваться, что приводило к трагедиям — так, Кижское восстание было подавлено с применением пушек.

К началу XIX века Олонецкий горный округ стал промышленной империей. Заводская канцелярия управляла не только производством в Карелии, но также Кронштадтским и Санкт-Петербургским чугунными заводами. Знаменитые мраморные каменоломни в Рускеале тоже подчинялись Олонецким заводам. Им принадлежали более 50 тысяч крестьян и 1 млн. гектаров карельского леса.

Сборно-паровозная мастерская Александровского завода. Электронная библиотека РНБ

Отмена крепостного права в 1861 году сказалась и на судьбе «горно-заводского населения» — с 1863 года труд стал вольнонаемным. Карельская металлургия приходила в упадок — железные дороги для вывоза продукции не строились, качество руды оставалось плохим. Четыре новых частных чугуноплавильных завода Олонецкой губернии, построенные во второй половине XIX века, закрылись в следующем столетии. Выжил лишь Александровский завод — он сменил профиль сначала на снарядный и ремонтный, позже — на машиностроительный.

Именно с Александровским заводом связано появление в России первой железной дороги.

3

Чугунка на берегу Онеги

В 1786 году в Россию прибыл шотландец французского происхождения Чарльз Гаскойн. К тому времени он уже был известным металлургом и изобретателем. Например, усовершенствовал и впервые выпустил на заводе «Каррон» корабельное орудие для ближнего боя — каронаду и этот вид артиллерии иногда называли «гасконадой».

В России Гаскойн создавал новые металлургические предприятия и переоборудовал старые. Он раздувал доменные печи, используя современные меха, отливал чугунные орудия, вводил в употребление огнеупорные материалы и кардиффский каменный уголь — Россия потом достаточно долго импортировала его из Англии. Впрочем, именно с Гаскойном связана экспертная оценка месторождений каменного угля и руд в нынешнем Донецком бассейне — по отзыву Гаскойна, уголь был наивысшего качества, результатом чего стало строительство Луганска и открытие в нем литейного завода. Любопытно, что чугунные и железные детали оборудования для нового предприятия изготовили в Петрозаводске и доставили на место зимой, санным путем.

Чугунный колесопровод — первая в России колейная железная дорога, первая железная дорога в мире заводского пользования. Построена в 1788. На фото Фрагмент колесопровода в экспозиции Национального музея Республики Карелия. Фото Semenov.m7/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Именно в нынешней столице Карелии, на Александровском заводе, в 1788 году появилась первая железная дорога России — чугунный «колесопровод», предназначавшийся для доставки руды в доменный цех, а пушек — в сверлильный. Длина дороги во времена Гаскойна составляла 173,5 метров, в последующие годы ее удлинили.

Колесопровод Гаскойна не являлся железной дорогой в привычном для нас смысле слова: вагонетки толкали рабочие. Но именно такие чугунные пути, установленные на заводах, пропагандировали саму возможность перемещения людей и грузов рельсовым транспортом. Сегодня фрагмент первой рельсовой дороги России можно увидеть в Губернаторском парке в центре Петрозаводска.

Я прочитал
Поделиться статьёй:
Пора начинать!×
Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!