Тотьма — небольшой городок на востоке Вологодской области, настолько небольшой, что обойти его можно минут за сорок неспешным шагом, но при этом по количеству достопримечательностей, памятников и музеев на душу населения город даст фору гораздо более именитым населенным пунктам.
Здесь есть своя Аляска и своя Калифорния, свой музей мореходства, а в скором времени откроют собственную солеварню. Правда, «Аляска» — всего лишь небольшой мотель на трассе Вологда — Котлас, а «Калифорния» — кафе в центре города, в котором можно вкусно перекусить и, если повезет, отведать калитки — местные пирожки, напоминающие наши ватрушки или шаньги. Однако эти названия не случайны: удивительным образом история северного города напрямую и тесным образом связана с далекой Америкой. А солеварня — это интерактивный проект, который создается силами сотрудников музейного объединения города Тотьмы.
Кто бывал в Тотьме хотя бы раз, знает, что главной достопримечательностью города являются храмы, выстроенные в неповторимом стиле, получившем название «тотемское барокко».
Подробнее в нашем материале «Тотемское барокко: как у небольшого русского города появился собственный стиль».
Архитектура храмов: стройный двусветный четверик, увенчанный изящным пятиглавием, двойные восьмерики в основании куполов, прихотливые узоры-картуши под окнами и на гранях колокольни — все это исключительно тотемские особенности, которых более нигде и не увидишь. «Картуш» в переводе с французского означает «рамка» или «свиток с надписью». В XVII веке такие свитки-картуши изображались на мореходных картах — их копии нашли отражение на стенах тотемских храмов. Построены эти храмы примерно в одно время — во второй половине XVIII века.
В феврале 1725 года через Тотьму проходит правительственная экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова, направлявшаяся на Камчатку. Это событие сыграло решающую роль в жизни города — Сибирь поманила местных купцов, чьи капиталы настойчиво требовали применения. И вскоре за государевой экспедицией потянулись в Сибирь и на Тихий океан экспедиции купеческие. Это был период расцвета купечества в Тотьме — и соперничества тотемских купцов.
Подробнее в нашем материале «Как жители Русского Севера основали поселение в Америке и почему оно оказалось в солнечной Калифорнии».
Двадцать экспедиций снарядили тотемские купцы к берегам Аляски. Плывут по улицам города белоснежные храмы-парусники, яркие, красивые, устремленные вдаль. Но не всегда так было. За годы советской власти тщательно искоренялась в народе память о купцах-первопроходцах, уничтожались архивы и рукописи, а храмы подверглись варварскому разрушению. Если до революции существовало примерно двадцать храмов в стиле тотемского барокко, то к концу XX века восемь из них были разрушено. Колокола разрушенных храмов отправлены на переплавку. А те храмы, что не смогли или не успели разрушить, использовались по хозяйственному назначению.
Подробнее в нашем материале «Храмы по сухонским берегам: их было много, а сегодня почти не осталось».
Гуляя по городу, недалеко от краеведческого музея можно увидеть необычную скульптурную композицию, выполненную из дерева: молодая красивая барышня, уютно устроившись на стопке книг, держит в руках книгу. Что читает она, можно лишь предполагать. Может, это любовный, роман, а может, стихи модного поэта. Можно присесть рядом на скамейке, похожей на циркуль из школьной готовальни, и полюбоваться этой скульптурной барышней и окружающим пейзажем. Автор этой необычной композиции — молодой местный художник, резчик по дереву Василий Фадеев. Василий обосновался в небольшой заброшенной деревушке Орловка в тридцати километрах от Тотьмы. В шумный город, по его словам, он приезжает по необходимости — обсудить творческие дела. Правда, сейчас он вынужденно перебрался в город — приболел дед и требует постоянного ухода.
А дед его, художник Николай Прокопьевич Сажин, — местная знаменитость. В этом году ему исполняется 85 лет. Творческое наследие Николая Прокопьевича давно уже стало, как говорят местные жители, «брендом» города. Его картины известны не только в родной Вологодской области, но и в Москве, и других городах России, и даже за рубежом. В свое время Николай Прокопьевич объехал всю Вологодчину, на его картинах можно увидеть знаменитые тотемские храмы и умирающие деревни, тихие городские улицы и прекрасные местные пейзажи.
В Орловке Василий приобрел несколько старых, брошеных домов и мечтает создать здесь мастерскую, гостевой дом для туристов, а еще художественную галерею, в которой будут размещены картины деда. Скульптуры художника можно увидеть не только в скверах и парках города. Детские сады, школы, музеи, да что там — даже иные местные с достатком приглашают мастера, чтобы тот своим талантом украсил их жизнь. А еще Василий занимается восстановлением памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Их, этих памятников, очень много — из каждого села, каждой деревни уходили солдаты на фронт, многие из них не вернулись домой. Чаще всего эти памятники возводились из бетона — самого дешевого и ходового в то время материала. Со временем бетон, конечно, искрошился, и памятники в большинстве своем приобрели ужасный, неподобающий вид. Вот и ездит Василий по селам, помогает сельчанам сохранить память о своих земляках.
Во внутреннем дворике Краеведческого музея находятся фрагмент рассоло-подъемной трубы, вырезанной из ствола дерева, и огромная квадратная железная сковорода — црен. Это остатки солеварни — некогда существовавшего здесь соляного промысла. Это начало туристического маршрута, рассказывающего о соляном промысле в Тотьме. Соль даже в наше время является важным продуктом, а в старину была ценнейшим стратегическим товаром. Соль шла не только в пищу и для консервации, а использовалась в ледниках для сохранения продуктов питания. До середины XVIII века в стране не было крупных центров добычи соли, поэтому в каждой территории создавались свои промыслы. Такие промыслы появилась в Тотьме, Сольвычегодске, Солигаличе. Тотьма праву считается старейшим соляным промыслом на Севере — первые солеварни появились здесь в XV веке.
Продолжение популярного маршрута — в небольшом селе Варницы недалеко от Тотьмы. Здесь можно увидеть остатки рассоло-подъемных труб, разбросанных вдоль берега речушки Ковды, сохранившихся с XIX века.
Технология добычи соли проста. Главную и существенную принадлежность каждого солеваренного завода составляли трубы и варницы. Посредством первых рассол извлекался из недр земли, а при помощи вторых — освобождался от воды и посторонних примесей, в результате чего и получалась более или менее чистая соль. К XIX веку на территории России были открыты новые центры добычи соли, такие как озера Эльтон и Баскунчак. Технология ее добычи заметно упростилась, а объемы добычи значительно выросли, и тотемская соль потеряла свое значение. Какое-то время ее еще продолжали добывать, но вскоре добыча угасла совсем. В советское время на территории соляного промысла в Варницах существовал лечебный санаторий, но и он к началу XXI века был закрыт. Весь цикл солеварения вскоре можно будет увидеть воочию — здесь, на берегу Ковды, создается уникальный центр, рассказывающий о солеварении в Тотьме. Ну а в планах — создание настоящей варницы, в которой любой желающий может попробовать себя в качестве соледобытчика.
Про то, как добывали в старину соль на Русском Севере — см. инфографику «Как на Соловках соль варили».
В Тотьме очень бережно относятся к своей истории. Огромное количество музеев и туристических маршрутов, расскажут о славном прошлом города и знаменитых земляках. Это морской маршрут, рассказывающий о славной истории морских открытий; Рубцовский маршрут — маршрут по «городу зеленому и тихому», который «тревоги не зная, хранит свою ласку и честь», сохранивший множество домов, сквериков и улиц, помнящих поэта Николая Рубцова (о связи Рубцова с Тотьмой подробнее в нашем материале «Рубцовские места Вологодчины: Вологда, Тотьма, Никольское»).
Это и соляной маршрут, позволяющий познать технологии средневекового солеваренного промысла. Это музей мореходов, музей И. А. Кускова, основавшего Форт-Росс — российскую крепость на американском континенте. Это музей старины, в экспозиции которого памятники древней северорусской иконописи, образцы деревянной храмовой скульптуры. Со смотровых площадок, расположенных на колокольнях Входоиерусалимского и Успенского храмов, можно полюбоваться прекрасной панорамой города, а прогулявшись по набережной Кускова, можно насладиться величием и тишиной Сухоны, великой реки, принесшей в свое время славу небольшому провинциальному городу.
На окраине города стоит древний Спасо-Суморин монастырь, основанный в 1554 году иноком Феодосием Сумориным, прибывшем из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Монастырь вел торговлю солью местных варниц, богател и расширялся. Феодосий вел аскетический образ жизни и спустя два столетия после своей кончины был канонизирован. За годы советской власти монастырь был сильно разрушен, в его стенах долгое время находился Тотемский лесотехнический техникум, в котором учился поэт Николай Рубцов. Сейчас монастырь передан Церкви и постепенно восстанавливается.
Подробнее об этом монастыре см. в нашем материале «8 древних и необычных монашеских послушаний на Русском Севере».