Веками Валаам притягивал уединенностью, красотой северной природы, но в первую очередь — удивительной обителью, в которой строгий иноческий устав сочетался с техническим прогрессом и обустроенной жизнью. Неудивительно, что после военных и революционных разорений монастырь на скалах возрождался снова и снова.
1
Современник крещения Руси?
О времени появления на острове обители— будущего Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — существуют две версии. Согласно первой, обитель основали иеромонахи Сергий и Герман еще во времена крещения Руси — в X веке. Новгородские летописи свидетельствуют, что пришли они «от восточных стран». Так, в Древней Руси говорили о выходцах из Византии. Об этом сообщается в житии преподобного Авраамия Ростовского. Кроме того, существуют летописные упоминания о переносе мощей Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году из-за опасности разорения обители внешним врагом. Согласно другой точке зрения, монастырь появился в первой половине XIV века.
Монастырская традиция придерживается первой версии — основания во времена святого князя Владимира и не видит противоречия со второй: древний монастырь был основан, позже уничтожен, чтобы возникнуть опять. Как в XIX веке скажет святитель Игнатий Брянчанинов о монастырской библиотеке: «для истории Валаамского монастыря не найдется в ней обильных материалов. Она собрана в конце прошедшего и начале нынешнего столетий; древние рукописи уничтожены, как и все древнее в Валаамском монастыре, пожарами и шведами». Он также заметит (в 1846 году), что на Валааме нет ни дома, ни часовни старше ста лет. В отличие от других великих обителей — Соловецкого монастыря, Печерской и Троице-Сергиевой лавры, Валаам не имел каменных укреплений, не мог выдержать осаду, поэтому каждый визит непрошенных гостей завершался разграблением и пепелищем.
2
По Саровскому уставу
Согласно тяжелому для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг, равно как Ингерманландия со значительной частью Карелии, отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.
Православные карелы, не пожелавшие остаться под властью «лютеров», также покинули родные края. В России они обустроились в тверских и новгородских землях. Остатки валаамского братства осели в Васильевском Староладожском монастыре. А опустевшее Приладожье шведское правительство постепенно стало заселять финнами-лютеранами. На валаамских островах практически на 100 лет хозяевами стали несколько крестьянских семей.
Однако в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и Валаамский архипелаг вновь вернулись в состав России. Валаамский монастырь, возобновленный указом Петра I, уже не мог стать объектом шведского нападения.
До последней четверти XVIII века обитель на Валааме ничем не отличалась от большинства российских монастырей, кроме островного положения. Фактор удаленности стал причиной отправки туда на исправление провинившегося духовенства. Такое соседство не могло положительно влиять на братию, делая ее или надзирателями, или соучастниками мелких бесчинств ссыльных.
В середине XVIII века обитель бедствовала. В апреле 1754 года страшный пожар уничтожил почти все постройки; спасти удалось несколько книг и икон. Вклады императрицы Елизаветы помогли компенсировать ущерб, но в 1764 году последовала новая беда — монастырская реформа Екатерины II вывела обитель за штат и лишила угодий на материке.
Первым поворотным событием в новой истории Валаама стало назначение игуменом преподобного Назария, прежде пребывавшего в Саровской обители. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил просил настоятеля Саровской пустыни иеромонаха Пахомия отпустить на Валаам Назария. Пахомий возражал, что Назарий необразован, на что получил ответ: «умников у меня и своих хватает, пришлите мне вашего глупца».
В 1781 году Назарий прибыл на Валаам, где показал себя опытным духовным руководителем. Он ввел на островах устав Саровской пустыни, что позволило правильно организовать и упорядочить жизнь братства. Согласно этому уставу, на Валааме возможно было практиковать все три формы монашеской жизни, сложившиеся в Православной Церкви — общежительную, скитскую и отшельническую. Помимо духовного, при игумене Назарии началось и материальное строительство обители. Все бывшие деревянными здания перестроили в камне: собор, келейные корпуса вокруг в форме четырехугольника, малые церкви, ризницу, трапезную. При поддержке энергичного и умного Санкт-Петребургского митрополита Гавриила игумен Назарий сумел так наладить жизнь вверенной ему обители, что в нее вновь, как и в Средние века, потянулись люди, стремящиеся к подлинному монашеству. В 1786 году Валаамский монастырь из заштатного был переведен в III класс, а в конце века император Павел подарил ему сенокосы и рыбные ловли в Выборгской губернии, что обеспечило обитель постоянным доходом.
3
Репка для царя и первоклассный монастырь
Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.
После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.
С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.
Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.
Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.
За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.
Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.
Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.
Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.
4
Особая духовно-экономическая зона
В России принято считать, что успех любого дела связан с яркой личностью, и, когда этот человек умирает, начинается деградация. В случае Валаамского монастыря было не так. После Дамаскина сменилось несколько настоятелей, а Валаам развивался и укреплялся как центр притяжения для богомольцев и просто любопытствующих.
Что же в конце XIX века влекло на Валаамский архипелаг художников и литераторов? Во-первых, «мужицкая обитель» поражала наблюдателя тем, что в то время называлось культурным хозяйством. Монастырь, живший по древнему уставу, напоминал коммуну, в которой используются все достижения прогресса. Вместо водоносов — водоподъемная машина. Другая подъемная машина доставляла грязную одежду из бани в прачечную, там она стирались, выжималась гидравлическим прессом и сушилась сухим паром. И детали для машин, и кованые решетки, и маленькие колокола (большие отливали по заказу на литейных заводах) — все создавалось в токарных, сверлильных, литейных мастерских. В них трудились послушники и монахи. Центральную усадьбу монастыря и скиты на острове соединяли идеальные дороги с мостами и каналы.В садах вызревали такие несвойственные для Карелии фрукты, как вишня и слива, на огородах — лекарственные растения и южные приправы, в том числе иссоп, упомянутый в 50-м псалме. В древесном питомнике выращивались саженцы сибирского кедра для последующей посадки.
Любые действия братии, в том числе и хозяйственные, могли осуществляться только по благословению (разрешению) настоятеля.
Являясь собственником всех Валаамских островов и прилегающей водной акватории (знаменитых «валаамских рыбных ловлей»), монастырь выступал как бережный, рачительный хозяин.
В условиях частых штормов (как отмечалось в монастырских путеводителях, «как бы ни были и толсты и крепки деревья, бурный ветер вырывает их в иных местах по одиночке или целыми полосами») братия не имела нужды рубить лес на дрова. Для хозяйственных целей хватало валежника.
В качестве строительного материала использовали покупную древесину хорошего качества.
По инициативе игумена Дамаскина на Валааме была начата программа по сохранению и облагораживанию лесных угодий. Кроме контроля и защиты леса от самочинных вырубок (этим грешили обычно тайно приезжавшие на остров финны-рыбаки), своевременного вывоза валежника и уничтожения больных деревьев, были проведены масштабные мелиоративные работы: по всему Валааму силами братии были проложены водостоки, что предотвращало постепенное подтапливание и закисание почв. Для руководства этими работами приглашался профессиональный лесничий.
Монахи в некоторых скитах не ели рыбу, поэтому она буквально кишела у берегов внутренних озер. Тем более исключалась охота — аборигенные птицы и звери Валаама никогда не слышали ружейных выстрелов. Отсюда множество описаний умилительных встреч путешественников с лосями, лисами, птицами. Даже собрать грибы и ягоды можно было лишь по благословению, поэтому в двух шагах от человеческого жилья красовались россыпи подосиновиков и волнушек. Пожалуй, старый Валаам был самым последовательным экологическим пользователем тех времен.
Все это обеспечивалось строжайшей дисциплиной. Женщины на остров допускались, но не могли появиться во многих зданиях, например, в братской трапезной и в некоторых скитах. Существовал жесткий контроль над образом жизни братии и трудников. Посылки от родственников с Большой земли подвергались проверкам — так как табак в монастыре был запрещен, иногда приходили религиозные книги, где между склеенных страниц был засыпан табачный порошок. Зимой на лед выходили дозорщики, чтобы с материка не пронесли табак или спиртное. Надо сказать, что этот «бизнес» по подпольной торговле спиртным и табаком был рассчитан не на монахов, а на рабочих, трудившихся в монастыре по найму (как уже отмечалось, число их в летние периоды превышало 400 человек) и некрепких духом богомольцев, количество которых тоже могло доходить до тысячи одномоментно.
Удивительный природный ландшафт и сохранившаяся живая природа, люди, выбравшие духовный подвиг, — вот что привлекало на Валаам любопытствующих, не говоря уже о подвижниках, готовых жить этой жизнью. На рубеже веков число постоянных и временных жителей монастыря иногда достигало тысячи человек.
На территории Валаама было вольготно не только зверям и птицам, но и упряжным лошадям. Монастырским возницам запрещалось даже щелкать кнутом, не то что бить коней.
5
От войны до войны
Первый раз XX век постучался в обитель в 1914 году. С началом Первой мировой войны были призваны военнообязанные послушники — 264 человека, и монастырь остался без молодежи.
Гражданская война обошла Валаам стороной, архипелаг, как часть Выборгской губернии, оказался на территории независимой Финляндии. Но когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной, начались проблемы. Граница между двумя государствами прошла по Ладожскому озеру. И с 1918 года на Валааме, имевшем важное стратегическое положение, разместился финский военный гарнизон. На отдельных островах архипелага, арендованных у монастыря, установили батарею дальнобойных орудий для защиты границы. Впервые за тысячелетнюю историю Валаамской обители, этого «монашеского царства», на острове сложилось своего рода двоевластие. Валаамские иноки невольно превратились в соседей крупного стратегического военного объекта.
В 1923 году Финляндская Православная Церковь перешла на григорианский календарь, что вызвало раскол среди братии. Финские власти вмешивались и высылали монахов, противившихся нововведениям. Валаам принудительно покинули 48 монахов. Большинство оказались в монастырях Балкан, Западной Европы, США и даже Марокко. Были и те, кто отправились на Валаамские подворья Москвы и Ленинграда; в начале 30-х их ждали аресты.
Несмотря на эти драматические события, монастырь постепенновернулся к привычной жизни. Был отреставрирован Спасо-Преображенский собор, открыт детский приют, издавался на средства монастыря просветительский журнал. Как и прежде, в летнюю навигацию острова посещали паломники и туристы, в первую очередь из Финляндии и Эстонии. Численность братии Валаамского монастыря составляла лишь четверть от дореволюционных времен.
1 декабря 1939 года началась советско-финская (иначе называемая Зимней) война. Это был, возможно, самый страшный период в истории обители, когда колокола звонили, только предупреждая о налете советской авиации на православный монастырь. Особенно ожесточенно Валаам бомбили 2 и 4 февраля 1940 года. Были разрушены и повреждены многие здания: Троицкая церковь, больничный корпус, ризничная, библиотека. Рядом со Спасо-Преображенским собором упали несколько бомб, но он уцелел, лишь получил пробоины в кровле и лопнувшие стекла в окнах.
5 февраля началась эвакуация монастыря. Осталось лишь пять насельников — присматривать за имуществом. 13 марта стало известно, что территория монастыря, как и вся Карелия, передается СССР.
18 марта раздались двадцать четыре редких удара в шестнадцатитонный Андреевский колокол. История прежнего Валаама закончилась.
6
Жизнь после смерти
На другой день после ухода монахов Валаам был занят советскими войсками. В июне 1940 года появился приказ, а в августе на Валаам прибыли курсанты Школы боцманов с ротой юнг. В сентябре 1941 года юнгам и боцманам пришлось эвакуироваться: Валаам заняли финские войска. В обитель вернулась лишь малая часть братии — здания были разорены, а может, монахам было даровано провидческое понимание, что это возвращение на недолгое время.
Осенью 1944 года Валаамский архипелаг снова стал советской территорией. Новые хозяева поначалу даже не пытались задуматься ни об историческом наследии, ни о туризме. Прошлое прожигалось, причем в прямом смысле слова: на дрова шли деревянные строения, включая некоторыечасовни. Каменные здания стали источником кирпича. В Успенской церкви был устроен магазин, нижний храм Спасо-Преображенского собора превращен в овощехранилище. С 1950 по 1984 год на острове находился интернат для инвалидов войны, труда и детства Карельской АССР.
Со временем советские хозяйственные органы все же осознали значение архипелага на севере Ладоги. В 1965 году острова получили статус природного заказника, в 1979 году он был преобразован в природный и историко-архитектурный заповедник. Уцелевшие исторические здания получили статус памятников. К островам стали причаливать туристические теплоходы. Валаам стал поводом для сентиментальных рассказов, связанных с интернатом для инвалидов, а также бардовских песен, например, Евгения Клячкина, с намеками на прошлое Валаама — «Бим-бом — катится звон». Однако немало было тех, кто помнил прошлое и без намеков.
Неудивительно, что в обновленной России Валаамская обитель была возрождена одной из первых. 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии передал Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор, здания внутреннего каре и часть скитов. 13 декабря того же года — в день памяти Андрея Первозванного — на остров вернулись монахи. Поначалу — шестеро насельников. Возобновились службы в храме святых Сергия и Германа. С самого начала был введен строгий, прежний монастырский устав.
25 мая 1990 года на Вознесение Господне будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — тогда еще митрополит Ленинградский и Новгородский — освятил главный престол нижнего собора. В 2005 году Алексий II освятил после масштабной реставрации возрожденный главный храм. А через год на старинной колокольне опять зазвучал заново отлитый в Воронеже колокол «Андрей Первозванный».
Возрождение монастыря, реставрация скитов продолжается. Еще не все воссоздано. И все же уникальная обитель по-прежнему призывает тех, кто стремится к монашескому подвигу.
На заставке фото из альбома фотографий Великого Князя Константина Константиновича Романова» (1881 год) |