Наблюдателям XIX века Вятка казалась мирным, патриархальным городком, где нет ни одного трехэтажного дома. Киров XX века вытянулся ввысь, став обычным советским индустриальным областным центром. За этой обыденностью непросто разглядеть, что Вятка — самый восточный город Руси, построенный до монгольского нашествия, самая северо-восточная земля Русского Севера. Что, в отличие от многих других краев России, Вятская земля сохранила древние обычаи.
1
«Повесть о стране Вятской»
В 1775 году Императорская академия наук разослала по наместничествам (так назывались губернии при Екатерине II) анкету из 35 вопросов. Один из них звучал так: «Имеет ли город укрепление и что о нем по местным летописцам известно?» Кто-то из городов Вятского наместничества не отозвался вообще, кто-то — посетовал на пожары, уничтожившие архивы. В Глазове слово «летописец» уразумели, как «лета пища» и просветили академиков: «Летняя пища только горох, репа, морков, ретка».
Положительный ответ дала Вятская духовная консистория. В ней обнаружился список «Повести о стране Вятской», с которого сняли точную копию и отправили в наместничество, а оттуда — в столицу. Так в научный оборот вошло летописно-литературное произведение, рассказывавшее о возникновении Вятской земли, ее первых городах, войнах, святынях.
Впрочем, еще раньше, в 1725 году в Санкт-Петербург, в Герольдмейстерскую палату был отправлен список «Повести», составленный в Вятке (тогда она называлась Хлыновым). И текст этого списка чуть отличается от варианта, посланного в Академию наук Вятской духовной консисторией. Видимо, существовали разные копии, куда переписчики вносили что-то свое.
По мнению американского профессора Даниэля Кларка Уо «Повесть» была написана в начале XVIII века, между 1706 и 1710 годами. Кандидат исторических наук священник Александр Балыбердин высказал гипотезу, объясняющую, почему именно тогда появился этот труд, созданный на основе не сохранившихся местных летописей. Административная реформа Петра I в 1708 году разделила Россию на десять губерний. Хлынов, так тогда называлась Вятка, стал частью огромной Сибирской губернии. Поэтому-то и понадобилось доказать письменным словом, что Вятская земля не Сибирь, а часть древней Руси, населенная, освященная и освоенная задолго до походов Ермака.
Отношение историков к «Повести» прошло три стадии. На первом — полное принятие, на втором критическое отношение, вплоть до объявления ее сугубо литературным памятником. На третьем, когда появились данные археологических раскопок древних городищ, стало понятно, что славянские переселенцы прибыли на берег Вятки задолго до упоминания этих событий в летописях, а значит, в своей основе «Повесть» — правдива.
Дважды новгородская река
Окончательного консенсуса у лингвистов относительно слова «Вятка» — имя реки и города — нет. Наиболее обоснованная версия: Вятка происходит от древнерусского слова «вятше» — больше, и благодаря присоединению суффикса «ка» значит «большая река», а имя дали новгородские переселенцы. Любопытно, что на татарском языке Вятка называется Нократ — Нукрат йылгасы (Новгородская река), так как новгородцы именно по ней спускались в Каму с торговлей или грабежом.
2
Взять Болванский городок, основать Вятку
Будущую Вятскую землю населяли предки современных удмуртов, марийцев, коми. К моменту появления русских поселенцев это были патриархальные племена с зачатками феодальной знати.
«Повесть» объясняет появление новгородцев на берегах Вятки так: «желающе безмятежно жити и отъ междоусобия отъити». В дальний путь отправились люди, не желавшие участвовать в войнах Новгорода с Владимиро-Суздальской низовой землей.
Согласно «Повести», в 1174 большой отряд будущих поселенцев проплыл по Волге, поднялся по Каме и решил обосноваться на Вятке. Новгородцы разделились на две группы. Первая, двигаясь по Вятке, увидела на правом, на высокой горе деревянную крепость, которую назвали «Болванский городок» — город идолов. Был объявлен строжайший пост — воины поклялись святым Борису и Глебу не есть и не пить до победы, после чего пошли на штурм, взяли укрепление и основали на его месте городок Никулицыно, не доживший до наших дней.
Другой отряд узнав об этом успехе, покорил городок Кокшаров: часть жителей сбежала, а часть — сдалась. «Повесть» утверждает, что на месте Кокшарова возник город Котельнич, но археологические раскопки не обнаружили аборигенного поселения, предшествующего русскому.
После этого оба отряда соединились, и новгородцы решили построить главный город в новом крае. Наиболее подходящим местом казалась Кикиморская гора. Поселенцы заготовили бревна, но ночью стройматериалы были перенесены неведомой силой вниз по течению Вятки, на еще более просторное место. Колонисты сочли событие Божиим промыслом и воздвигли город в устье реки Хлыновицы (сейчас Хлыновка) в 1181 году.
Вятка или Хлынов?
Нынешний Киров называли Вяткой до второй половины XV века, впрочем, некоторые исследователи считают, что речь шла о всей Вятской земле. Хлыновом был назван деревянный кремль, но и в дальнейшем, до 1780 года, когда Екатерина II окончательно переименовала Хлынов в Вятку, использовались оба имени.
Что же касается этимологии слова Хлынов, то бытуют три версии: криминологическая, гидрологическая и орнитологическая. Согласно первой, хлын — разбойник, согласно второй, основание города совпало с прорывом плотины; согласно третьей, в день закладки города над ним кружил коршун с криком «клы-клы».
Но современные вятские историки и краеведы полагают, что город был назван по имени реки Хлыновицы, на берегу которой он в те годы стоял. Хлыновица тогда текла по современному руслу реки Вятки, а Вятка — по старому руслу, примерно в трех километрах от города. Известно, что к 1615 году Вятка вернулась в ныне существующее русло, и так город оказался на берегу реки Вятки, из-за чего затем Екатерина Великая и утвердила за ним это название.
3
Стрелы и свечи
Серьезным стимулом к заселению Вятской земли стало монголо-татарское нашествие второй четверти XIII века. Армии Бату-хана прошли южнее Вятки, поэтому жители Владимиро-Суздальской Руси и других княжеств стали перебираться на северо-восток.
На новом месте поселенцев ждали свои опасности. Вятская земля несколько веков находилась на границе миров — христианского и языческого. Соседство мирным быть не могло. Марийцы, чудь, вотяки (удмурты) нападали на селения. Прекращение набегов христиане Вятской земли объяснили заступничеством Георгия Победоносца. В благодарность образ святого Георгия дважды в год приносили из села Волково в Хлынов и обходили с иконой город. Так как основным оружием язычников были луки со стрелами, то участники крестного хода приносили стрелы, окованные железом и меняли их на свечи.
Этот обычай не сохранился, зато до нашего времени дошла другая традиция — Великорецкий крестный ход. В конце XIV века на горе вблизи реки Великой крестьянин обрел образ Николая Чудотворца и поставил на кровлю своего дома. Некоторое время спустя односельчанин исцелился от тяжелой болезни. Духовенство Хлынова убедило крестьян отдать чудотворный образ в городской храм, пообещав каждый год приходить с ним на реку Великую, на место обретения.
Так возник один из самых древних и продолжительных крестных ходов России — общей протяженностью 150 км. До конца XVIII века он осуществлялся на лодках и плотах, позже — по сухопутью.
Традиция сильнее запрета
В 30-е годы XX века кафедральный собор Вятки был уничтожен и крестный ход с иконой прекратился. Но небольшие группы паломников продолжали путешествовать в село Великорецкое. В 1959 году последовал официальный запрет паломничества, который, однако не всеми соблюдался. Крестный ход возобновился в 1989 году, сначала по укороченному маршруту, а с 1993 года — по историческому.
4
На стороне Дмитрия Шемяки
Городки Вятской земли изначально жили без княжеской власти, по самоуправлению. Если о республиканском устройстве Новгорода и Пскова сохранилось немало данных, то относительно Хлынова они скудны и относятся к периоду заката вечевой демократии.
Ко второй половине XIV века Вятская земля попала в политическую зависимость от Владимиро-Суздальской Руси. В 1378 году местная боярская элита договорилась с суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем о защите и поддержке — Вятка впервые стала княжеской вотчиной. Пять лет спустя Вятская земля досталась по наследству его детям — Семену Дмитриевичу и Василию Дмитриевичу (Кирдяпе). После смерти Василия Кирдяпы Вятка отошла к Москве, сын Дмитрия Донского Василий I передал территорию Юрию Дмитриевичу, галицкому князю. Тем самым определилось, на чьей стороне быть Вятской земле в грядущей войне между князьями Московского рода.
Василий I умер, московский престол занял его сын, Василий II, будущий Темный. Некоторое время спустя началась война московского князя с Юрием Дмитриевичем, тоже имевшим права на престол, поскольку он был одним из младших сыновей Дмитрия Донского. Когда Юрий Дмитриевич умер, против Москвы выступили два его сына — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В междоусобице, длившейся с 1425 по 1452 годы, полки из Хлынова участвовали в каждом походе на Москву.
Трифон Вятский
Своего святого покровителя Вятка получила лишь в XVII веке. Им стал Трифон Вятский, крестьянский сын с архангельской Мезени и чудотворец, основатель Успенского монастыря. Успенский собор — кафедральный собор Вятской и Слободской епархии, самое старинное здание города (1684–1689 годы постройки).
5
Конец вечевой республики
Несмотря на временные успехи Шемяки, победу в итоге одержал Василий II. Вятская земля попыталась вернуться к давней независимости. Впрочем, противостояние Москве было невозможно без вассальных отношений с соседними государствами, в частности, Казанским ханством.
В 1455–1457 годах был построен деревянный Хлыновский кремль. Войска, посланные Василием II в 1457 году, взять его не смогли. Два года спустя город покорился — при условии сохранения местного суда и вечевых порядков.
На период федеративных отношений с Москвой пришелся один из самых ярких военных эпизодов истории Вятки. В 1471 году, когда Иван III шел походом на Новгород, вятчане осуществили свою военную акцию, исключившую вмешательство Золотой Орды на стороне новгородцев. Судовая рать под командованием воеводы Константина Юрьева спустилась по Вятке, Волге и Каме, вошла в Ахтубу и напала на ханскую резиденцию Сарай. Вятчане ушли с богатой добычей, успешно прорвавшись через татарское войско, пытавшееся их остановить.
Потом произошло обычное событие эпохи собирания Руси — разница во взглядах Москвы и покоренной территории на права и обязанности последней. Вятчане считали, что могут сами определять внешнюю политику своей земли, например, не участвовать в военных предприятиях. В 1485 году в Хлынов пришел приказ выступить против Казани. Это не понравилось как элите, так и жителям попроще. Лидером восстания стал боярин Иван Аникеев. Сторонников Москвы, включая воеводу Константина Юрьева, изгнали. Вятская земля на несколько лет стала военным союзником Казани, участвуя в набегах на великокняжеские земли и даже включив в гарнизон отряд казанских воинов.
Иван III отправил в Вятскую землю огромное по тем временам войско — 60 тысяч человек. Осажденный Хлынов сдался в 1489 году, уже без условий. Татарских воинов отпустили в Казань, значительную часть бояр переселили (как говорили тогда — «вывели») в центр великого княжества, дав уделы. Аникеева и других лидеров восстания доставили в цепях в Москву и там казнили. Недолгая Вятская вечевая республика прекратила существование.
Не вятичи, а вятчане!
Иногда жителей Вятской земли называют «вятичами». Это неверно: вятичи — древнерусское племя, а в Кировской области живут вятчане. Об этом свидетельствует местный фольклор, в том числе и знаменитая местная поэма «Вани-вятчане».
6
Забвение, память и слава
Вятская земля окончательно стала частью Москвы почти одновременно с Новгородом Великим. Последствия присоединения были не столь драматичны: Иван III и после «ссылки» вечевого колокола несколько раз заменял новгородскую элиту служилыми людьми из иных краев, не говоря уже о бойне, устроенной его внуком — Иваном Грозным. Вятка, воевавшая против Москвы в союзе с Казанью, подверглась единовременной карательной операции и после этого никогда не попадала в опалу.
«Повесть о стране Вятской» завершается завоеванием Казани, и в этом был символизм: древняя история Вятки-Хлынова закончилась. На какое-то время город Вятка оказался вдали от магистральных событий жизни России. «Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец света», — писал Салтыков-Щедрин, который, кстати, отбывал в Вятке ссылку.
Великий сатирик допустил маленькую неточность — кроме дороги из столицы, еще один почтовый тракт вел на Казань через Уржум и Малмыж, а третий, через Слободской и Глазов, — на Пермь и далее в Сибирь. Именно через Слободской, по старой Сибирской дороге, провезли большинство декабристов. И все же Вятка середины XIX века соответствовала определению другого сатирика — Гоголя: «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь».
В начале следующего века открылась Вологдо-Вятская линия — Северный ход Транссиба. Вятка стала одним из важнейших северных железнодорожных узлов. Это определило выбор города в качестве базы для индустриализации 30-х и эвакуации оборонной промышленности в военные годы. Население Вятки (к тому времени ставшей Кировом) за два года увеличилось вдвое. Вряд ли кто-нибудь из директоров оборонных заводов знал, что первые поселенцы прибыли на реку Вятку, тоже спасаясь от войн на западе России.
Уржум остался Уржумом
Самым знаменитым уроженцем города Уржум в Вятской губернии был большевик и партийный функционер Сергей Киров (Костриков). В советское время во всех детских библиотеках страны на полка стояла книга Антонины Голубевой «Мальчик из Уржума». Не удивительно, что после гибели Сергея Мироновича в 1934 году советская общественность города усиленно ходатайствовала о переименовании Уржума. Но Политбюро решило, что городок слишком скромен для памяти столь знатного деятеля, и переименовало в Киров Вятку, а Уржум так и остался Уржумом.
После Великой Отечественной войны индустриализация продолжилась. Строились новые заводы и новые жилые кварталы, город приобрел свою, промышленную славу. Возможно, он, в отличие от Твери и Нижнего Новгорода, так и не вернул себе прежнее имя, потому что индустриальный Киров почти ничем не похож на одноэтажную деревянную Вятку, памятную классикам.
В Кирове нет мощных средневековых кремлей. Но, что бывает у нас не так часто, здесь сохранились традиции — крестный ход, впервые состоявшийся шесть веков назад. Молитвенная и кулачная память о средневековой битве — Свистунья. Свой уникальный фольклор. И это древнее лицо города не могут скрыть массовые постройки 70-х.
На заставке фото с pastvu.com